Решение от 15.02.2017 №122 «Об отчете о деятельности Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района за 2016 год»

Наименование:Решение от 15.02.2017 №122 "Об отчете о деятельности Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района за 2016 год"
Дата:15.02.2017
Уровень документа:Местный
Тип документа:Основной
Статус действия:Действующий
Cкачать: ms-word

 

Российская Федерация

Новгородская область

Дума Шимского муниципального района

РЕШЕНИЕ

 

принято Думой Шимского муниципального района 15.02.2017

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Положения о Контрольно-счётной палате Шимского муниципального района, утвержденного решением Думы Шимского муниципального района от 16.11.2011 № 90, заслушав отчет председателя Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района о деятельности Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района за 2016 год, Дума Шимского муниципального района

РЕШИЛА:

  1. Принять к сведению прилагаемый Отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района за 2016год.
  2. Опубликовать настоящее решение в газете «Шимские вести» и разместить на официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (шимский.рф).

 

 

Председатель

Думы муниципального района                                                                             

 

     Л.В. Николаева

 

 

15.02.2017

№ 122

 

 

 

 

 

 

 

Отчет

о деятельности Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района за 2016 год

 

Отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района подготовлен на основании статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011г. № 6 — ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно – счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 20 Положения о Контрольно-счётной палате Шимского муниципального района, утвержденного Решением Думы Шимского муниципального района от 16.11.2011 № 90 (далее – Положение о Контрольно-счетной палате), по материалам проведенных контрольных, экспертно-аналитических и других мероприятий и содержит обобщенные сведения о работе Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района за 2016 год.

 

  1. Общие положения

Контрольно-счётная палата Шимского муниципального района (далее по тексту — Контрольно-счётная палата, КСП) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее- БК РФ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новгородской области, Уставом Шимского муниципального района, Положением о бюджетном процессе в Шимском муниципальном районе, Положением о Контрольно-счётной палате.

Статус Контрольно-счётной палаты района как постоянно действующего органа внешнего муниципального финансового контроля, образованного Думой Шимского муниципального района и подотчётного ему, закреплён в Положении о КСП, которое в 2011 году было принято решением Думой Шимского муниципального района от 16.11.2011 № 90.

Контрольно-счётная палата, осуществляет свои полномочия в области внешнего муниципального финансового контроля, основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, соблюдения профессиональной этики.

В  процессе  реализации своих полномочий Контрольно-счётная палата осуществляет контрольную,  экспертно-аналитическую и информационную деятельность, обеспечивая единую систему контроля за исполнением муниципального бюджета.

Самостоятельный и независимый статус Контрольно-счётной палаты обеспечивает объективную оценку результатов финансовой, хозяйственной деятельности, управления и распоряжения средствами бюджета Шимского муниципального района органами местного самоуправления и муниципальными органами и муниципальных учреждений.

Согласно нормам статьи 265 БК РФ  Контрольно-счётная палата осуществляла следующие формы финансового контроля: предварительный и последующий контроль, представляющие собой систему непрерывного контрольного процесса.

«Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учёта и отчётности.».

В рамках предварительного контроля проводилась экспертиза проектов правовых актов Думы Шимского муниципального района в пределах установленной компетенции, подготовка заключений по проектам решений о внесении изменений в бюджет Шимского муниципального района. К мероприятиям последующего контроля исполнения бюджета Шимского муниципального района, проведённых КСП в отчётном году, следует отнести внешнюю проверку отчётности главных администраторов бюджетных средств бюджета Шимского муниципального района, а также отчёта об исполнении бюджета Шимского муниципального района за 2015 год и подготовку заключения по её результатам.

В силу норм статьи 268.1 БК РФ при проведении внешнего муниципального финансового контроля осуществляется контроль:

за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств, годового отчёта об исполнении бюджета;

осуществляла контроль за законностью, результативностью использования средств бюджета муниципального района,

иные полномочия, предусмотренные Положением о Контрольно-счётной палате.

В целях выполнения установленных полномочий КСП осуществлялась контрольная, экспертно-аналитическая и иная деятельность, основанная на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

В 2016 году в рамках заключенных соглашений о передаче Контрольно-счётной палате полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счётная палата осуществляла внешний муниципальный финансовый контроль в Шимском городском поселении и в трех сельских поселениях Шимского муниципального района (Медведском, Уторгошском и Подгощском) (далее – городское и сельские поселения, поселения).

Количество заключенных соглашений от числа городского и сельских поселений, не имеющих контрольно-счетного органа, составляет 100%.

 

  1. Основные итоги деятельности Контрольно-счётной палаты в отчетном году.

2.1.Контрольная деятельность.

В соответствии с законодательством Контрольно-счётная палата осуществляет свою деятельность на основе годового плана, который разрабатывается и утверждается ею самостоятельно и формируется исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением бюджета Шимского муниципального района с учётом всех видов и направлений деятельности КСП. Годовой план контрольных мероприятий и иной деятельности Контрольно-счётной палаты на 2016 год утверждён приказом КСП от 29.12.2015 № 36.

План 2016 года выполнен на 100%.

В 2016 году в соответствии с утвержденным планом Контрольно-счётной палатой проведено 11 контрольных мероприятий, из них 7 – это мероприятия по внешней проверке достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств, 3 — проверки законности и результативности использования бюджетных средств, 1 — аудит в сфере закупок  в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В процессе осуществления контрольных мероприятий было охвачено проверками 16 объектов контроля (80% от всех объектов контроля), в том числе: 5 органов местного самоуправления, 11 муниципальных учреждений.

Объем проверенных средств в 2016 году составил 34553,6 тыс. рублей, в том числе бюджетных 34553,6 тыс. рублей.

Контрольными мероприятиями в отчётном году (без учёта внешней проверки отчёта об исполнении бюджета Шимского муниципального района за 2015 год) было охвачено бюджетных средств в объёме 12573,0 тыс. рублей.

Сумма нарушений, выявленных при  использовании средств  бюджета составила 2260,0 тыс. рублей или 6,5 % от объема проверенных средств.

Из общего объема выявленных нарушений установлены:

-незаконные и неправомерные расходы в сумме 131,2 тысяч рублей;

-неэффективные расходы  в сумме 1000,0 тысяч рублей;

-нарушения, связанные с закупочной деятельностью в сумме 1055,5 тысяч  рублей;

-прочие нарушения в сумме 73,3 тыс. рублей.

К  основным недостаткам, отмеченным  КСП в ходе контрольных мероприятий, в 2016 году были отнесены:

— недостатки нормативно-правового регулирования (сумма нарушений составила 131,2 тыс. рублей (или 5,8% от общей суммы выявленных нарушений);

-недостатки системы управления  (отсутствие  необходимых  нормативных правовых актов, отсутствие внутреннего контроля);

— неэффективное использование бюджетных средств (сумма нарушений составила 1000,0 тыс. рублей (или 44,2% от общей суммы выявленных нарушений);

— нарушение законодательства Российской Федерации в части ведения бухгалтерского учета (сумма нарушений составила 73,3 тыс. рублей ( или 3,2% от общей суммы выявленных нарушений).

— нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении муниципальных закупок для муниципальных нужд (сумма нарушений составила 1055,5 тыс. рублей ( или 46,7% от общей суммы выявленных нарушений).

В 2016 году были проведены следующие мероприятия, составной частью которых был аудит закупок:

— проверка соблюдения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — в 2-х органах местного самоуправления и  1-м муниципальном учреждении;

-проверка соблюдения норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» — в 8-ми муниципальных учреждениях.

Сумма нарушений несоблюдения требований законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг составила в сумме 1055,5 тыс. рублей.

Выявлены недостатки и нарушения при организации закупок  учреждениями:

— отсутствие внутреннего контроля в сфере закупок;

-несвоевременное размещение отчетов по муниципальным контрактам на официальном сайте;

— не обеспечена открытость и прозрачность информации о закупках в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.;

-нарушение законодательства в части формирования, размещения планов-графиков заказов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 год на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.;

— заключения контракта без предоставления обеспечительных мер исполнения контракта;

— установлены нарушения сроков размещения на официальном сайте информации и документов, размещение которых предусмотрено действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

Особое значение Контрольно-счётной палатой придаётся проведению контрольных мероприятий, полномочиями,  на проведение которых наделены исключительно органы внешнего муниципального финансового контроля.

В соответствии со статьёй 264.4 БК РФ за контрольно-счётными органами муниципальных образований закреплена обязанность проведения внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета, включающая в себя внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения по её результатам, которая явилась одним из основных мероприятий последующего контроля исполнения бюджета, проведённых Контрольно-счётной палатой в отчётном году.

Анализ выявленных нарушений показал, что наибольшее количество нарушений установлено за счёт несоблюдения отдельными главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС) принципов и правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учёта и отчётности, применяемых при подготовке бюджетной отчётности, установлены случаи неполного заполнения обязательных форм бюджетной отчетности, а также выявлена недостаточная организация системы внутреннего финансового контроля.

В рамках внешней проверки за 2016 год была проанализирована бюджетная отчётность следующих главных администраторов бюджетных средств: администрация Шимского муниципального района, Комитет финансов Администрации Шимского муниципального района, Комитет по социальной защите населения Администрации Шимского муниципального района, бюджетная отчётность Администраций: Шимского городского поселения, Медведского, Подгощского и Уторгошского сельских поселений.

Кроме того, в установленном порядке к внешней проверке были представлены годовые отчёты об исполнении бюджетов Шимского муниципального района, городского и сельских поселений за 2015 год.

Всего в ходе контрольного мероприятия выявлено нарушений и недостатков на сумму 21980,6 тыс. рублей. В заключении по результатам внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета Шимского муниципального района были проанализированы основные итоги исполнения бюджета муниципального района, сделаны выводы по причинам, повлиявшим на исполнение бюджета Шимского муниципального района в 2015 году.

По результатам контрольных мероприятий, включая внешнюю проверку бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств, в отчётном году составлено 12-ть актов и 7-мь заключений.

Наличие многочисленных нарушений, допускаемых при расходовании средств, говорит о недостатках системы управления и контроля.

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий выявлено 72 случая нарушений и недостатков, не подлежащих суммовой оценке.

По результатам  проведенных контрольных мероприятий руководителям проверяемых учреждений были направлены предложения с указанием выявленных нарушений, об устранении и недопущении их впредь. От руководителей учреждений получена информация о принятых мерах и  предотвращению нарушений в дальнейшем.

В 2016 году Контрольно-счётной палатой направлены материалы по  всем  проведенным  контрольным мероприятиям в Думу Шимского муниципального района.

Контрольно-счётная палата отмечает, что выявленные проверками нарушения 2016 году контрольных мероприятий связаны в основном с неправильным применением руководителями организаций и их финансовыми службами норм действующего законодательства, а также невнимательностью, ослаблением контроля и ответственности исполнителей.

 

2.2. Экспертно-аналитическая деятельность.

В 2016 году Контрольно-счётной палатой проведено 218 экспертно-аналитических мероприятий (далее ЭАМ), в том числе по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления – 209 (их них 144 – по проектам муниципальных программ), по всем 218 ЭАМ были подготовлены заключения, по которым представлены выводы и предложения. В целом направлено 108 предложений, из них 106 были учтены при принятии решений.

Мониторинг хода устранения замечаний и реализации предложений КСП показал, что доля учтенных органами местного самоуправления замечаний и предложений, высказанных КСП по результатам финансово-экономической экспертизы, в общем объеме направленных замечаний и предложений в 2016 году составила 98 %.

Таким образом, большая часть предложений КСП учтена органами местного самоуправления в  дальнейшей  работе.

Результаты экспертно-аналитических мероприятий, проведённых в отчётном году, свидетельствуют, что к проблемам формирования и исполнения муниципальных программ можно отнести следующие (основные) обстоятельства:

— цели и показатели их реализации не подвергаются корректировке при изменении объёмов финансирования;

-объём финансирования программы привязан к возможностям бюджета, а не к ресурсам, требуемым для достижения поставленной цели;

— отсутствие сведений о порядке сбора информации и методике расчёта фактических значений целевых показателей муниципальной программы.

КСП отмечены недостатки планирования и исполнения муниципальных программ, несвоевременное внесение изменений в муниципальные программы.

В отчетном периоде, в рамках предварительного контроля, проведено    5 экспертно-аналитических мероприятий по Проектам бюджетов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов  Шимского муниципального района и  поселений (в рамках заключенных соглашений между представительными органами района и поселений района о передаче КСП полномочий по внешнему финансовому контролю), на предмет оценки нормативной базы, соответствия требованиям законодательства, определенным Бюджетным кодексом РФ, Положением о бюджетном процессе, соответствия параметров бюджета нормативным актам.

По результатам экспертизы подготовлено 5 заключений на проекты решений представительных органов местного самоуправления, в которых отражены замечания и рекомендации по формированию бюджетов.

Проекты бюджетов Шимского муниципального района, Шимского городского поселения, Медведского, Подгощского и Уторгошского сельских поселений были рекомендованы к принятию.

В целом основные параметры бюджета соответствовали требованиям бюджетного законодательства.

Подготовлены 5-ть заключений на годовые отчеты об исполнении бюджета муниципального района и бюджеты поселений за 2015 год.

Заключения подготовлены на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности 3-х главных администраторов бюджетных средств Шимского муниципального района и 4-х главных администраторов бюджетных средств поселений, входящих в состав Шимского муниципального района.

Заключения подтвердили достоверность предоставленных отчетов об исполнении местных бюджетов за 2015 год. 

 

2.3. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков объектам контроля в 2016 году направлено 12 представлений.

По результатам проведенных контрольных мероприятий направлено 152 предложения, в которых изложены конкретные направления по их исполнению. По всем из них получены ответы либо о выполнении предложений палаты, либо о том, что работа по ним ведется, но не завершена из-за необходимости длительного времени для их выполнения. Достоверность сведений, приведенных в этих письмах, проверяется при последующем контроле. Остаётся на контроле 2 (два) представления по причинам связанным с необходимостью длительного времени для их выполнения.

К дисциплинарной ответственности привлечено 12 должностных лиц проверенных организаций, допустивших нарушение требований законодательства, должностным лицам объявлены замечания.

В адрес прокуратуры Шимского района направлено 5 отчетов по результатам проведенных в 2016 году контрольных мероприятий.

Прокуратуре Шимского района предоставлены материалы:

— по результатам контрольного мероприятия законности и результативности использования бюджетных средств и муниципального имущества, направленных органами местного самоуправления на реализацию полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в 2014-2015 годах, текущем периоде 2016 года;

— по результатам проверки результативности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение пожарной безопасности, антитеррористической и антикриминальной безопасности образовательных организаций за 2015 год и истекший период 2016 года;

 — по проверке законности и результативности использования средств, направленных на выполнение муниципального задания и использования муниципального имущества муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» в 2015 году и истекшем периоде 2016 года;

— по результатам контрольного мероприятия проверки, анализ и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам за 2015 год муниципальным казенным учреждением «Центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

— по результатам внешней проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Шимского муниципального района за 2015 год.

Текущий и последующий контроль осуществлялся путем проведения всего комплекса контрольных мероприятий, по их результатам в Думу Шимского муниципального района и Главе района в 2016 году направлено 5 отчетов по результатам проведенных контрольных мероприятий: законности и результативности (эффективности) использования средств бюджета муниципального района,  сведения о результатах контрольных мероприятий, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок,  о результатах внешней проверки годовых отчетов главных администраторов бюджетных средств.

Два отчета (по результатам контрольных мероприятий: законности и результативности использования бюджетных средств и муниципального имущества, направленных органами местного самоуправления на реализацию полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в 2014-2015 годах, текущем периоде 2016 года; результативности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение пожарной безопасности, антитеррористической и антикриминальной безопасности образовательных организаций за 2015 год и истекший период 2016 года) были рассмотрены на заседаниях Думы Шимского муниципального района, по ним были вынесены решения заслушать на заседаниях Думы Шимского муниципального района информацию руководителей объектов контроля об исполнении вынесенных представлений КСП.

В течение отчетного периода Контрольно-счётной палатой в преде­лах полномочий оказывалась консультативная помощь работникам муниципальных учреждений района.

 

  1. Обеспечение деятельности КСП

В течение 2016 года была продолжена работа по совершенствованию нормативных актов, регламентирующих деятельность Контрольно-счётной палаты.

В настоящее время методическая база КСП состоит из 10 стандартов внешнего муниципального финансового контроля и стандартов организации деятельности Контрольно-счётной палаты. В 2017 году будет  продолжена актуализация действующих стандартов.

Неотъемлемой частью деятельности явилось участие в заседаниях Думы Шимского муниципального района и его профильных комитетах.

КСП состоит в Совете контрольно-счётных органов при Счетной палате Новгородской области с 26.12.2014 года.

В 2016 году Контрольно-счётной палатой продолжено  взаимодействие со Счетной палатой Новгородской области  в рамках заключенного  Соглашения о сотрудничестве.

В 2016 году при Совете Контрольно-счетных органов при Счетной палате Новгородской области продолжено взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных районов Новгородской области для обмена опытом и информационно-методическими материалами.

 

  1. Гласность в деятельности КСП

В соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в 2016 году вся информация о деятельности КСП размещалась на странице Контрольно-счётной палаты на сайте Администрации Шимского муниципального района (шимский.рф).

В 2016 году Счетной палатой Новгородской области был проведен мониторинг создания и наполнения сайтов контрольно-счётных органов муниципальных образований. По результатам мониторинга итоговая оценка наполняемости сайта КСП оценена как «достаточная».

 

  1. Финансовое обеспечение деятельности КСП

Кассовые расходы бюджета Шимского муниципального района на содержание КСП за период январь-декабрь 2016 года составили 1045,7 тыс. руб.(в 2015 г.-1074,7 тыс. рублей), в том числе на исполнение полномочий поселений фактические затраты составили 450,3  тыс. рублей (в 2015г.- 453,5  тыс. рублей).

На 2017год утверждено в бюджете на содержание КСП 1059,7  тыс. рублей, в том числе на исполнение полномочий поселений – 450,3 тыс. рублей.

  1. Заключение

Контрольно-счётная палата Шимского муниципального района является одним из ключевых элементов структуры органов местного самоуправления. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию требования к проведению мероприятий по контролю в  отношении расходов, проводимых за счет бюджетов муниципальных образований, возрастают.

В 2016 году контрольно-счетным органам предоставлены полномочия по составлению  административных протоколов в отношении  объектов контроля, в этой связи КСП будет разработан проект методических рекомендаций по делам об административных правонарушениях, который будет утвержден в 2017 году.

В 2017 году Контрольно-счётной палатой  продолжится экспертно-аналитическая деятельность, при этом основное внимание будет уделено экспертизе муниципальных программ.

Будет продолжена работа по информационному и тематическому наполнению официального сайта.

В 2017 году будет  продолжена практика проведения эффективности, направленная на определение экономности и результативности использования бюджетных средств.

Исходя из результатов контрольной деятельности, рекомендуем Администрации Шимского муниципального района и её отраслевым комитетам:

— провести дополнительные мероприятия с главными распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств, направленные на устранение выявленных недостатков, повторяющихся нарушений и недопущению их впредь;

— усилить контроль над деятельностью подведомственных учреждений в рамках внутреннего муниципального финансового контроля;

— обратить внимание на сроки исполнения представлений Контрольно-счётной палаты.

 

Председатель Контрольно-счётной палаты

Шимского муниципального района С.Н. Никифорова