Наименование: | В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ВХОД ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ |
Дата: | 27.03.2017 |
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ВХОД ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Это легко и быстро
Пока остывает кофе, я решила зайти в кабинет. Через пару секунд была уже здесь и смогла получить информацию о пенсионных правах в системе обязательного пенсионного страхования. Так, посмотрим. «На вашем индивидуальном лицевом счете отражен стаж – 20 лет», — сообщал мне Пенсионный фонд. «Величина индивидуального пенсионного коэффициента – 70 баллов». И дальше подробности – сколько лет, в какой организации и размер уплаченных страховых взносов за каждый трудовой год. Потом перехожу к пенсионному калькулятору, в который уже автоматически занесены эти сведения и с помощью дополнительных ответов на нехитрые вопросы о том, проходила ли службу в армии, сколько у меня детей и каков размер зарплаты, рассчитывается условный размер моей будущей пенсии. Прошло всего 5 минут, и я выхожу из кабинета Пенсионного фонда.
Думаете, фантастика? А вот и нет. Как новгородцам получить электронные услуги ПФР прямо из дома или офиса, рассказывает заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области Татьяна Исакова.
— Татьяна Леонидовна, электронные услуги Пенсионного фонда в основном ориентированы на молодых, ведь вряд ли пенсионер зайдет в фонд через Интернет. Но отсюда вопрос, зачем это нужно тем, кому до пенсии еще далеко?
— Ошибаетесь. Конечно, пенсионеры это наши основные клиенты. Но далеко не единственные. Сегодня ПФР реализует массу проектов – это и оформление СНИЛС и выплата материнского капитала и ведение базы персонифицированного учета, получателями всех этих услуг являются молодые люди. Всего за прошлый год в Отделение ПФР по Новгородской области обратилось свыше 270 тысяч человек. По самым разным вопросам. Это практически каждый третий житель нашей области. Отделение ПФР по Новгородской области является крупнейшим социальным ведомством в регионе, от работы которого зависит материальное благополучие очень многих людей. Именно поэтому мы одними из первых задумались о том, как стать ближе к получателям наших услуг, сделать все, чтобы им было комфортно. Для этого еще в 2013 году заключили первое соглашение с МФЦ. Сейчас через офисы «Мои документы» можно оформить пенсию или ее доставку, получить СНИЛС, социальные выплаты, материнский капитал. Всего 11 наиболее востребованных услуг ПФР. А в 2016 года приоритетом в нашей работе стало еще и развитие электронных, дистанционных услуг. В том числе и взаимодействие с другими государственными учреждениями и ведомствами, таким как органы социальной защиты, налоговые органы, для того, чтобы гражданину не надо было к ним обращаться за различными подтверждающими документами, мы их запрашиваем самостоятельно.
А о будущей пенсии рассказываем ребятам, начиная со школьной или студенческой скамьи. С 2011 года на территории Новгородской области совместно с образовательными учреждениями успешно реализуется программа ПФР по пенсионной грамотности. Наши сотрудники ведут уроки и читают молодежи лекции. Потому что у них пенсии уже будут рассчитываться не так, как у их бабушек и дедушек. Как только молодой человек вступает в свои первые трудовые отношения, у него начинают формироваться пенсионные права. Они накапливаются на протяжении всей карьеры. Здесь в первую очередь важны официальное трудоустройство, размер зарплаты, стаж. Так как эту информацию в ПФР передает работодатель, страховые взносы уплачиваются не с зарплаты, а с общего фонда оплаты труда, они не отражаются в «зарплатных» листочках, как налоги. Поэтому очень важно иметь возможность самому контролировать эту ситуацию. Платят за вас взносы или нет, в полном ли размере? И сделать это можно периодически получая в ПФР сведения из индивидуального лицевого счета. В Новгородской области сотрудники ПФР ведут такие счета на 850 тысяч человек. И каждый, кто сегодня трудится, может в реальном доступе, через Личный кабинет на сайте ПФР получить информацию о стаже, заработке и уплаченных взносах. Потом именно из этих составляющих и будет складываться пенсия. И если какое-то звено выпадает, человек лишается части пенсионных прав, что неминуемо отражается на размере его пенсии в будущем. Сегодня мы столкнулись с тем, что на заслуженный отдых начали выходить люди, у которых активный трудоспособный возраст пришелся на 90-е годы. В период экономического кризиса некоторые из них работали без официального оформления, к тому же многие предприятия и организации сейчас уже не существуют. И подтвердить сведения о стаже и заработке их бывшим работникам очень сложно. Приходятся обращаться в суд, а это дополнительные затраты и нервы. Вот для того, чтобы этого не произошло ПФР и предоставил всем возможность контролировать действия работодателя он-лайн, пока вы работаете, а не через десятки лет перед наступлением пенсионного возраста. Тогда уже трудно будет что-то изменить.
— Зачем молодым заводить свой личный кабинет в ПФР теперь понятно, а какие преимущества в нем для пенсионеров?
— Преимущество в том, что пожилым людям теперь не надо тратить время на хождение по кабинетам и очереди. Можно зайти на сайт с домашнего компьютера, и, не вставая с дивана, назначить себе пенсию, получить информацию о ее размере, заказать справку о произведенных выплатах за тот или иной период. И кстати новгородские пенсионеры все активнее пользуются именно электронными услугами. По статистике за прошлый год самой популярной электронной услугой у нас стала подача заявления об изменении способа доставки пенсии. Оказалось, что наши пенсионеры весьма активны: меняют место жительство, переходят из одной кредитной организации в другую и для того, чтобы пенсия приходила на новый адрес или счет подают извещение в ПФР. Конечно, проще это сделать не выходя из дома.
— То есть пенсионеры обогнали даже такую более продвинутую в сети аудиторию, как молодые мамы, получающие сертификат на материнский капитал?
— Пока да. За исключением одного направления. Когда в прошлом году ПФР выплачивал единовременные выплаты из средств капитала в размере 25 тысяч рублей, более 50% заявлений поступило к нам через Интернет. Это кстати позволило весьма существенно разгрузить клиентские службы, потому что ранее за аналогичной выплатой мамы выстраивались в очередь. Теперь они подавали заявление через сайт и спустя время получали деньги на счет. Никаких дополнительных документов не требовалось. Хотя, конечно, основные услуги ПФР требуют личное подтверждение персональных данных через какое-то время после обращения через Интернет. Например, если вы направляете средства материнского капитала на приобретение жилья в ипотеку, то договор займа придется принести лично. Но все равно записаться на прием и подать заявление, чтобы вас уже ждали, удобнее заранее, через Интернет.
— Татьяна Леонидовна, какие еще услуги можно получить через интернет, и требуется ли для этого регистрация?
— Все электронные услуги объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда – es.pfrf.ru. Он структурирован не только по типу услуг (пенсии, социальные выплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации.
Регистрация требуется, если получение услуги связано с предоставлением персональных данных. Тогда необходимо воспользоваться Личным кабинетом гражданина. Своеобразным ключом от кабинета является подтвержденная учетная запись на едином портале госуслуг (ЕСИА). Это общее правило для большинства порталов, которые оказывают госуслуги в электронном виде. Дополнительно регистрироваться на сайте Пенсионного фонда уже не надо будет.
В Личном кабинете будущие пенсионеры могут контролировать пенсионные отчисления работодателей. Те, кто уже собирается на пенсию, могут оценить свои пенсионные права: баллы и стаж, рассчитать примерный размер пенсии и обратиться за ее назначением. Пенсионеры – менять способ доставки пенсии и получать справки.
Отдельно представлены сервисы по материнскому капиталу. Мамы в кабинете могут подать заявление на получение сертификата на капитал, а после того, как семья определится со способом использования этих средств, направить заявление об их распоряжении. Удобно, что в кабинете можно отследить все этапы рассмотрения заявления, получить информацию о недостающих документах, которые можно направить дополнительно. Это существенно экономит время, что актуально для молодых родителей.
Если же вы хотите записаться на удобное время на прием в Пенсионный фонд, задать вопрос он-лайн, направить обращение, сделать предварительный заказ документов или справок и др. То для этого регистрация на портале госуслуг не требуется.
— Факт регистрации видимо и является сдерживающим для многих потенциальных пользователей?
— К сожалению, в целом еще не так много жителей нашего региона получило доступ к государственным электронным услугам. Согласно информации Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в Новгородской области в ЕСИА зарегистрировано более 20,8% жителей. Именно поэтому все клиентские службы Отделения ПФР стали своеобразными центрами, в которых наряду с МФЦ, можно получить подтвердить учетную запись на едином портале государственных услуг https://www.gosuslugi.ru. Наши сотрудники помогают зарегистрироваться новгородцам и показывают, как в следующий раз они могут получить услуги ПФР уже без личного посещения фонда. Только в прошлом году более 7 тысяч человек прошли процедуру регистрации в наших офисах. И эта работа продолжается.
Кроме того, при поддержке Отделения ПФР проводится бесплатное обучение компьютерной грамотности пенсионеров. Занятия проходят в Великом Новгороде, Валдае, Боровичах, Старой Руссе, Малой Вишере. Только в этом году планируется что с помощью общественной организации «Союз пенсионеров России» и государственной программы софинансирования, которую реализует ПФР, в регионе будет обучено 450 человек. Обязательным в программе обучения является портал государственных услуг и регистрация на нем. Так что, окончив курсы, пенсионеры могут не только общаться в социальных сетях с детьми и внуками, но и виртуально посещать Пенсионный фонд.
— А какие сроки получения электронных услуг, они отличаются от обычных?
— Если это сервисы информирования, то сведения можно получить в режиме реального времени. Например, данные о продолжительности своего стажа и количестве пенсионных баллов, об остатке средств материнского капитала на счете, о размере назначенной пенсии и т. д. вы получите сразу же на экране вашего компьютера или телефона. Что касается непосредственно государственных услуг, то предельные сроки определены законом и они такие же, как при личном визите. Это связано с тем, что большинство услуг, которые оказывает Пенсионный фонд, относятся к категории «сложных», финансируемых из государственного бюджета. Мы обязаны проверять поступающие сведения, запрашивать информацию у других ведомств. Например, направляем запросы – не лишена ли мама родительских прав, когда принимаем решение о выдаче сертификата на материнский капитал или ожидаем ответ из архивов при назначении пенсии.
— Я знаю, что оформить пенсию сегодня можно еще и через работодателя, что тоже можно сделать без личного посещения ПФР?
— Совершенно верно. В Новгородской области 2560 организаций заключили соглашения с Пенсионным фондом о предоставлении документов для назначения пенсий своим работникам в электронном виде. Это позволяет будущим пенсионерам экономить время при подготовке документов для назначения пенсии и обойтись без личного посещения Пенсионного фонда. Работодатели, заключившие соглашения, заблаговременно представляют сканированные копии документов, необходимых для назначения пенсии работникам, а также заявления о назначении и способе доставки пенсии. Эта форма взаимодействия позволяет заблаговременно провести проверку поступивших документов, в том числе запрашивая дополнительную информацию в различных организациях Новгородской области, других регионов, а также в архивных учреждениях для уточнения и оценки сведений о трудовом стаже и заработке граждан с целью сокращения сроков назначения пенсий.
Сейчас порядка 60% всех предприятий региона пользуются такой практикой, в основном это крупный бизнес, бюджетные организации. Мы призываем всех новгородских предпринимателей, проявить социальную ответственность и заботу о своих сотрудниках, заключив соглашение с ПФР об электронном взаимодействии при назначении пенсии. Это не требует дополнительных материальных затрат, зато существенно экономит время сотрудников организации, которым не надо будет в рабочее время посещать Пенсионный фонд.
Светлана Шевлягина
Врезка:
В Новгородской области проживает 615,7 тысяч человек. Одна четвертая часть из них – 205 тысяч являются пенсионерами. Численность пенсионеров в регионе ежегодно растет. Как и растет размер их пенсий. В настоящее время средний размер страховой пенсии по старости составляет 13 640 рублей. Страховые пенсии и социальные выплаты ПФР проиндексированы на 5,4 % с 1 февраля. Очередное повышение, на этот раз социальных пенсий планируется с 1 апреля. На территории региона работает 21 клиентская служба ПФР. Ежедневно в рабочее время можно получить консультацию в Отделения ПФР по телефону coll центра – 8-800-100- 90-63, звонок бесплатный для всех жителей области. Сайт Пенсионного фонда России www.pfrf.ru