Типовые случаи несоблюдения государственными и муниципальными служащими Новгородской области мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов и механизм привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих Новгородской области за несоблюдение требований установленных антикоррупционным законодательством

Наименование:Типовые случаи несоблюдения государственными и муниципальными служащими Новгородской области мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов и механизм привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих Новгородской области за несоблюдение требований установленных антикоррупционным законодательством
Дата:16.10.2017
Cкачать: ms-word

Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

 

  • Описание ситуации

Руководитель структурного подразделения, являясь муниципальным служащим муниципального района, до момента заключения (возникновения) трудовых отношений с супругом, в качестве водителя данного структурного подразделения, не направил соответствующее уведомление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов для рассмотрения и дачи заключения (согласия).

 

Меры предотвращения и урегулирования

Решением комиссии установлено, что муниципальный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. Рекомендовано Главе района, в целях противодействия коррупции, за неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указать муниципальному служащему на недопустимость нарушения требований об урегулировании конфликта интересов и применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.

 

  • Описание ситуации

Прокуратурой Новгородской области была проведена проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства при предоставлении лицензий на право пользования участками недр местного значения коммерческой организации.

В ходе выявлены грубые нарушения требований законодательства о недропользовании при предоставлении участков недр местного значения без проведения аукциона, в том числе при участии комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения (далее-комиссия).

Комиссией рассмотрено несколько заявок коммерческой организации о предоставлении права пользования участками недр местного значения.

Однако проверка установила, что заявки подавались с нарушениями требований Порядка предоставления участков недр местного значения (отсутствовала годовая бухгалтерия (финансовая) отчетность (отчеты о финансовых результатах за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии).

Причинами вышеуказанных нарушений, допущенных органом исполнительной власти Новгородской области, может быть личная заинтересованность государственного гражданского служащего, обусловленная наличием дружеских отношений с супругом директора и учредителя коммерческой организации, с которым он знаком более 5 лет.

Однако, как установлено в ходе проверки, государственным гражданским служащим, несмотря на наличие личной заинтересованности, не принято мер по предотвращению конфликта интересов, работодатель не уведомлен им о возможном конфликте интересов и (или) о возможности его возникновения.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов было

принято решение применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

В настоящее время гражданский служащий уволен с гражданской службы.

 

1.3. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного или муниципального служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной или муниципальной службы является его родственник.

 

Комментарий

В соответствии с частью 4.1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан уведомить в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принять меры по предотвращению подобного конфликта. Также в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности связано с непосредственным подчинением или подконтрольностью этому должностному лицу.

Осуществление государственным или муниципальным служащим функций государственного или муниципального управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

— государственный или муниципальный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного или муниципального органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном или муниципальном органе является родственник государственного или муниципального служащего;

— государственный или муниципальный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного или муниципального служащего.

 

Так, близкие родственники (дети) муниципального служащего, замещающего должность заместителя Главы администрации одного из муниципальных районов Новгородской области, были приняты на работу в Администрацию района: одна дочь — служащей в комитет образования, другая – в комитет ЖКХ на должность муниципальной службы. Заместитель Главы администрации осуществляет контрольно-надзорные функции, контролирует и координирует деятельность комитета образования и по Уставу муниципального образования период отсутствия Главы района исполняет полномочия Главы.

Муниципальному служащему, замещающему должность заместителя Главы администрации муниципального района, следовало уведомить представителя нанимателя (работодателя) в письменной форме о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принять меры по предотвращению подобного конфликта. Изначально это сделано не было, поэтому по результатам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов представителю нанимателя (работодателю) было рекомендовано принять меры по устранению  (недопущению) конфликта интересов. Конфликт интересов между сторонами урегулирован путем внесения изменений в их должностные регламенты.

 

  1. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

 

2.1. Описание ситуации

Муниципальный служащий уведомил представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы с нарушением установленного Федеральным законом от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О противодействии коррупции»  срока, не предварительно, а после выполнения иной оплачиваемой работы.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Решением комиссии установлено, что муниципальным служащим не соблюдены требования к служебному поведению, к соблюдению обязанностей, установленных законодательством о муниципальной службе, выразившиеся в несвоевременном направлении уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы. Рекомендовано Главе района в целях противодействия коррупции, за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О противодействии коррупции» (несоблюдение требования к служебному поведению муниципального служащего, выразившиеся в несвоевременном направлении уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы) применить к муниципальному служащему меру дисциплинарной ответственности в виде замечания.

 

2.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный или муниципальный служащий осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный или муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления государственным или муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному или муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный или муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного или муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному или муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный или муниципальный служащий осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации государственный или муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации родственники государственного или муниципального служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный или служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный или муниципальный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

 

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»  и частью 2 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» гражданский или муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский или муниципальный служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельности которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского или муниципального служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников государственного или муниципального служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники государственного или муниципального  служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.4 данного обзора. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»  и пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» под личной заинтересованностью гражданского или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским или муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского или муниципального  служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.

 

2.3. Описание ситуации

Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

 

 

 

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.

Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

 

2.4. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у государственного служащего есть личная заинтересованность.

 

  1. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

 

3.1. Описание ситуации

Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

 

Меры предотвращения и урегулирования

В случае если государственный служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.

Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым государственный служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи государственным служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.

В случае если родственники государственного служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный служащий или его родственники.

 

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

При рассмотрении данной ситуации необходимо отметить, что отсутствует коллизия норм статей 11 и 12.3 Федерального закона  от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12.3 устанавливает обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов, в случае если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичные положения установлены в качестве запретов для государственных служащих в федеральных законах, регулирующих прохождение различных видов государственной службы (для гражданской службы — часть 2 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»). Такие предписания являются общим для всех государственных служащих запретом, связанным с государственной службой.

В то же время в статье 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрены меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что в свою очередь предполагает применение изложенных в ней положений при наличии конкретной ситуации, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Таким образом, исходя из анализа взаимосвязанных положений частей 2, 4 и 6 статьи 11 вышеуказанного закона, предусмотренная обязанность государственного служащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации, когда государственному служащему стало известно о возможности такого конфликта.

 

3.2. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).

 

  1. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

 

4.1. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного или муниципального управления.

 

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного или муниципального управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным или муниципальным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного или муниципального управления, необходимо оценить, настолько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного или муниципального служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным или муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным или муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному или муниципальному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного или муниципального  служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного или муниципального управления, рекомендуется:

— указать государственному или муниципальному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

— предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

— до принятия государственным или муниципальным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

 

Так, по месту работы государственного гражданского служащего одного из органов исполнительной власти Новгородской области была направлена бандероль с подарком (не превышающего по сумме 3000 руб.) из организации, в отношении которой служащий осуществлял отдельные функции государственного контроля.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Гражданским служащим были приняты следующие меры по предотвращению возможного конфликта интересов:

— бандероль с подарком была возвращена почтой в организацию, в отношении которой служащий осуществлял отдельные функции государственного контроля;

— гражданский служащий обратился с заявлением в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комиссия рассмотрела представленные материалы и единогласно пришла к решению признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует.

 

4.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному или муниципальному  служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности,

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного или муниципального служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному или муниципальному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

 

4.3. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным или муниципальным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному или муниципальному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному или муниципальному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

 

 

 

  1. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

 

5.1. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, перед которой сам государственный или муниципальный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

 

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному или муниципальному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный или муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего, имеют имущественные обязательства.

 

5.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного или муниципального служащего.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники государственного или муниципального служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

 

5.3. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным или муниципальным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным или муниципальным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

 

5.4. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный или муниципальный служащий осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным или муниципальным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

 

 

 

  1. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

 

6.1. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную или муниципальную службу.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную или муниципальную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного или муниципального служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

 

Комментарий

Государственный или муниципальный служащий, поступивший на государственную или муниципальную службу в государственный или муниципальный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный или муниципальный служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.

И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным или муниципальным служащим его должностных обязанностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного или муниципального служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный или муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и пунктом 3 части 1 статьи 14.2 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» гражданский или муниципальный служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

 

6.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной или муниципальной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного или муниципального управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному или муниципальному  служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной или муниципальной службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному или муниципальному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного или муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной или муниципальной службы.

С трудоустройством бывших государственных или муниципальных служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного или муниципального органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

— бывший государственный или муниципальный  служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным или муниципальным органом, в котором государственный или муниципальный  служащий ранее замещал должность;

— бывший государственный или муниципальный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным или муниципальным органом, в котором государственный или муниципальный служащий ранее замещал должность;

— государственный или муниципальный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной или муниципальной службы заниматься их реализацией.

 

  1. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным или муниципальным служащим установленных запретов

 

7.1. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

 

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона          № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации»  гражданскому или муниципальному служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или не предоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение государственным или муниципальным служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

 

7.2. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный или муниципальный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного или муниципального служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного или муниципального служащего.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

 

7.3. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

 

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона          № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и пунктом 16 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации»   гражданскому или муниципальному служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или не предоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение гражданским или муниципальным служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить», какую именно работу он там выполняет.

 

7.4. Описание ситуации

Государственный или муниципальный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному или муниципальному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной или муниципальной  службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим государственному или муниципальному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным или муниципальным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному или муниципальному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной или муниципальной службой, учитывая характер совершенного государственным или муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным или муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным или муниципальным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного или муниципального органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.