Основные направления бюджетной и налоговой политики в Шимском муниципальном районе на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Наименование:Основные направления бюджетной и налоговой политики в Шимском муниципальном районе на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Дата:21.11.2018

Основные направления бюджетной и налоговой политики Шимского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработаны в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Положения о бюджетном процессе в Шимском муниципальном районе, утвержденного решением Думы Шимского муниципального района от 05.12.2013 №269.

При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики Шимского муниципального района были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, приоритеты социально-экономического развития Шимского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Основные задачи бюджетной и налоговой политики Шимского муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов:

— сохранение устойчивости бюджетной системы Шимского муниципального района и обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета муниципального района и бюджетов муниципальных образований Шимского муниципального района;

— укрепление доходной базы консолидированного бюджета Шимского муниципального района за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов;

— безусловное исполнение всех обязательств государства и реализация приоритетных направлений и национальных проектов, в первую очередь направленных на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

— обеспечение прозрачного механизма оценки эффективности предоставленных налоговых льгот, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами Шимского муниципального района о налогах;

— прямое вовлечение населения в решение приоритетных социальных проблем местного уровня;

— повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

 

I. Основные направления налоговой политики в Шимском муниципальном районе

 

Налоговая политика Шимского муниципального района в 2019-2021 годах, как и прежде, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Шимского муниципального района всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.

В 2015 — 2018 годах налоговая политика была направлена на увеличение налогового потенциала, с сохранением комплекса мер, предусматривающего упрощение и ускорение действующих на территории Шимского муниципального района процедур по ведению бизнеса, содействие развитию малого предпринимательства, взаимодействие с федеральными органами власти в обеспечении эффективного администрирования налогов на территории района, взаимодействие с налогоплательщиками.

В 2018 году на поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Шимского муниципального района оказывают влияние следующие изменения налогового и бюджетного законодательства:

  1. Изменения федерального и регионального законодательства, оказавшие положительное влияние на доходную часть консолидированного бюджета района:

— с 1 января 2018 г. увеличены налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин класса 5 (на 1083 рублей за 1 тонну, или на 10,7%) и на дизельное топливо (на 865 рублей за 1 тонну, или на 12,7%), которые действовали до 1 июня 2018 г.;

— с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. увеличен норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации с 57,1% до 84,41%. Данное решение призвано компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от снижения ставок акцизов на нефтепродукты с 1 июня 2018 г. в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;

  1. Изменения федерального и регионального налогового и бюджетного законодательства, приводящие к уменьшению доходов консолидированного бюджета Шимского муниципального района в 2018 году:

— на 2018 год установлена предельная налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 1,1% в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств и не освобожденного от налогообложения в соответствии с региональным законодательством;

— с 1 января 2018 г. индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальным предпринимателям, перешедшим на патентную систему налогообложения, предоставлено право уменьшить сумму соответствующего налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в размере не более 18000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии ее регистрации в налоговых органах с 1 февраля 2017 г. до 1 июля 2019 г.;

— начиная с налогового периода 2017 года налоговая база по земельному налогу уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении для пенсионеров, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства и др.;

— в 2018 году осуществлено списание налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 г., для индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

— с 1 июня 2018 г. снижены налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин 5 класса (на 3000 рублей за 1 тонну, или на 26,8%) и на дизельное топливо (на 2000 рублей за 1 тонну, или на 26,1%);

— с 2018 года (за налоговый период 2017 года) при исчислении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости введен новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. По ранее действовавшему законодательству в течение переходного периода налог ежегодно увеличивался на 20 процентов.

— с 1 января 2017 года увеличены ставки акцизов на медовуху в 2,3 раза (с 9 рублей в 2016 году до 21 рубля в 2017 году за 1 дал), что повлекло увеличение цены продукции, ликвидировав ее главное конкурентное преимущество.

Изменения в федеральном законодательстве в части введения запрета на производство алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом свыше 1,5 литров привело к значительному снижению объемов реализации производства пива и медовухи и поступлений акцизов в бюджет в 2017-2018 годах.

Исполнение консолидированного бюджета муниципального района за январь — октябрь 2018 года по налоговым и неналоговым доходам составило 100043,9 тыс. рублей, или 85,0% к годовому плану и превышает уровень 2017 года на 22304,1 тыс. рублей.

Приоритетами налоговой политики Шимского муниципального района в ближайшие 3 года будет являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными направлениями налоговой политики в Шимского муниципального района на 2019-2021 годы определены:

— увеличение налогового потенциала Шимского муниципального района за счет налогового стимулирования деловой активности в районе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

— поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

— дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета муниципального района и местных бюджетов на территории Шимского муниципального района, активизация претензионно — исковой деятельности.

— проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, природными ресурсами Шимского муниципального района, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.

На федеральном уровне вступают в силу, а также планируются к принятию с 2019 года следующие изменения законодательства:

— с 1 января 2019 г. из объектов налогообложения налогом на имущество организаций исключается все движимое имущество;

— с 1 января 2019 г. в связи с совершенствованием налогового администрирования вводится единый налоговый платеж физического лица. Физические лица смогут добровольно перечислять денежные средства через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения обязанности по уплате имущественных налогов (транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц);

— с 1 января 2019 г. государственная пошлина за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также плата за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), в случае подачи заявления в электронной форме и выдачи указанных документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг будут зачисляться по нормативу 75% в федеральный бюджет и 25% — в бюджеты субъектов Российской Федерации (ранее 100% зачислялось в федеральный бюджет);

— с 1 января 2019 г. ограничиваются права субъектов Российской Федерации по установлению пониженных ставок по налогу на прибыль организаций (на 4,5 процентных пункта) для отдельных категорий плательщиков. Пониженные налоговые ставки, установленные законами субъектов Российской Федерации до 1 января 2018 г., подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 г.;

— действие договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) или изменений в договоры о создании КГН ограничивается датой окончания их действия, но не позднее 1 января 2023 г.;

— планируется ограничить предельную сумму пеней, начисленных на недоимку, размером этой недоимки;

— планируется, что действие решения по централизации в федеральном бюджете доходов от 1% ставки налога на прибыль организаций будет продлено до 2024 года;

— планируется поэтапная передача с федерального на региональный уровень доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты;

— с 1 января 2019 г. норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации устанавливается в размере 86,65%, с 1 февраля 2019 г. — в размере 58,1%.

Региональные изменения законодательства с 2019 года:

— установление коэффициента, используемого для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, в размере 2,1;

— в соответствии с рекомендациями Минфина РФ утвержден новый Порядок оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению (пролонгации)) налоговых льгот (налоговых расходов) и пониженных налоговых ставок;

— отмена неэффективных налоговых льгот (невостребованных налоговых льгот), предоставленных областным законодательством по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения во исполнение Соглашения, заключенного между Правительством Новгородской области и Минфином РФ предусматривающего рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Новгородской области и устранение с 1 января 2019 года неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам).

 

II. Основные направления бюджетной политики Шимского муниципального района

 

  1. Основные цели и задачи бюджетной политики

 

Базовая цель основных направлений бюджетной политики муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее — бюджетная политика) — приведение в плановом периоде расходов консолидированного бюджета Шимского муниципального района до уровня расчетных объемов расходных обязательств органов местного самоуправления, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».

Одним из ключевых вопросов бюджетной политики является обеспечение сбалансированного распределения имеющихся бюджетных ресурсов между текущими социальными расходами и расходами на развитие.

Бюджетная политика в части расходов направлена на сохранение преемственности в отношении определенных ранее приоритетов и их достижение и скорректирована с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 7 мая 2012 года 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 7 мая 2012 года 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», от 7 мая 2018 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Основными принципами реализации бюджетной политики будут:

  1. Выполнение принятых социальных обязательств. Соблюдение данного принципа означает первоочередное финансирование расходов социальной направленности, в том числе носящих имущественный характер, выполнение задач, поставленных в майских указах Президента Российской Федерации.
  2. Реализация Программы оздоровления муниципальных финансов Шимского муниципального района на 2019-2021 годы, утвержденной постановлением Администрации Шимского муниципального района от 10.10.2018 №1261 (далее – Программа).

Основные задачи, направленные на достижение цели бюджетной политики:

1) оптимизация расходов на муниципальное управление;

2) оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, в том числе сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального района;

3) совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд;

4) оптимизация мер социальной поддержки населения;

5) оптимизация расходов на осуществление бюджетных инвестиций;

6) оптимизация расходов на предоставление субсидий юридическим лицам и прочих расходов;

7) совершенствование межбюджетных отношений;

8) сокращение муниципального долга Шимского муниципального района и расходов на его обслуживание.

Для каждой задачи сформирован набор мероприятий, достижение которых будет способствовать решению задачи. Указанные мероприятия установлены в плане мероприятий по реализации Программы оздоровления муниципальных финансов Шимского муниципального района на 2019-2021 годы. В плане также определены значения целевых показателей, свидетельствующие о выполнении мероприятий, бюджетный эффект, который будет получен при реализации мероприятий.

 

 

  1. Основные характеристики бюджета муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021годов

 

Основные параметры консолидированного и муниципального бюджетов, сформированные на основе прогноза социально-экономического развития муниципального района на 2019-2021 годы, представлены в  таблице 1.

Таблица 1

Основные параметры консолидированного бюджетов и бюджета муниципального района

тыс. рублей

Показатель 2019 год 2020 год 2021 год
Доходы консолидированного бюджета муниципального района, всего 272979,7 250908,5 254940,3
в том числе

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета муниципального района

132916,2 137450,8 141610,9
 

Доходы бюджета муниципального района, всего

242478,9 218998,3 221105,9
в том числе

Налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального района

103724,1 106619,5 108855,4
Расходы консолидированного бюджета, всего 272979,7 250908,5 254940,3
Расходы бюджета муниципального района 242478,9 218998,3 221105,9
Дефицит (-)/профицит (+) консолидированного бюджета  и бюджета муниципального района 0,0 0,0 0,0

 

Общий объем безвозмездных поступлений  из областного бюджета составит в 2019 году –  140063,5 тыс. рублей, в 2020 году – 113457,7 тыс. рублей, в 2021 году – 113329,4 тыс. рублей.

  1. Основные подходы к формированию бюджета муниципального района

 

За основу планирования расходов бюджета муниципального района на 2019-2021 годы приняты бюджетные ассигнования на 2018 год, установленные решением Думы Шимского муниципального района от 25.12.2017 № 172-ОЗ «О бюджете муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с учетом отдельных позиций.

При этом формирование объема и структуры расходов бюджета муниципального района на 2019-2021 годы осуществляется с учетом следующих подходов:

1) уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия,  изменения контингента получателей и проводимых мероприятий по оптимизации;

2) увеличение бюджетных ассигнований в связи с индексацией с 1 января 2019 года публичных нормативных обязательств на 4,3%;

3) увеличение бюджетных ассигнований в связи с установлением МРОТ с 1 января 2019 года в сумме 11280 руб. в месяц;

4) увеличение расходов на оплату труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» и от  28 декабря 2012 года N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Указы Президента РФ №597, №761, №1688) в целях сохранения установленных указами Президента Российской Федерации показателей соотношения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;

5) создание в 2019 году резерва средств на повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в целях обеспечения реализации  Указов Президента Российской Федерации № 597, № 761, № 1688 и на реализацию Указа Президента Российской Федерации 07.05.2018 года №204;

6) увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда работников бюджетной сферы, не попадающих под действие Указов Президента РФ №597, №761, №1688, работников органов управления с 1 октября 2019 года на 4,3%;

7) определение бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями в 2019 году, исходя из прогнозируемых расходов 2018 года, прогнозируемого среднегодового роста тарифов в 2019 году на уровне 4%, проведения оптимизационных мероприятий и изменения сети учреждений.

8) определение  расходов на питание, медикаменты  на 2019-2021 годы на уровне расходов, предусмотренных на эти цели в 2018 году с учетом изменения контингента получателей и проводимых мероприятий по оптимизации;

9) увеличение нормативов финансирования расходов по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также по выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю на 4,3%.

Расходы бюджета муниципального района на плановый период 2020-2021 годов определены исходя из ассигнований на 2019 год c учетом резервирования отдельных расходов в составе условно утвержденных расходов.

В 2020-2021 годах подходы к формированию бюджета муниципального района будут уточнены с учетом прогноза социально-экономического развития области.

 

С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов бюджета муниципального района по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 2).

Таблица 2

Структура и динамика расходов бюджета муниципального района по разделам классификации расходов

тыс. рублей

Показатели 2019 год 2020 год в % к 2019 году 2021 год в % к 2020 году
РАСХОДЫ ВСЕГО 242478,9 218998,3 90,3 221105,9 101,0
Общегосударственные вопросы 47448,2 47330,7 99,8 48818,7 103,1
Национальная оборона 238,6 244,8 102,6 253,4 103,5
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1201,6 1201,6 100,0 1201,6 100,0
Национальная экономика 3609,2 5099,0 141,3 6493,9 127,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 583,2 583,2 100,0 583,2 100,0
Образование 121431,0 107024,7 88,1 106392,5 99,4
Культура, кинематография 31178,6 24413,7 78,3 24413,7 100,0
Здравоохранение 0 0 0 0 0
Социальная политика 23703,3 21962,7 92,7 21922,1 99,8
Физкультура и спорт 363,7 363,7 100 363,7 100
Обслуживание государственного долга 215,3 1,4 0,7 0,3 21,4
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 12506,2 10772,8 86,1   10662,8 99,0
    Условно утвержденные расходы   2665,5   5442,8  

 

 

Основным инструментом реализации целей развития страны, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», являются национальные проекты (программы).

В бюджете муниципального района ассигнования на реализацию муниципальных составляющих национальных проектов предусматриваются в приоритетном порядке. Объемы указанных ассигнований будут уточняться после распределения межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов. При этом обеспечено обособление бюджетных ассигнований на реализацию региональных  и муниципальных составляющих национальных проектов с помощью буквенного обозначения каждого национального проекта. Это гарантирует возможность контроля использования бюджетных средств на реализацию региональных и муниципальных составляющих национальных проектов.

В 2019-2021 годах объем средств, направляемых на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, составит  23340,0  тыс. рублей, в том числе в  2019 году  — 7752,6 тыс. рублей.

Расходы по отрасли «Образование» сформированы с учетом необходимости создания современной образовательной среды для школьников и  обеспечения доступности образовательных услуг.

Продолжится проведение мероприятий по созданию в сельских школах условий для занятий физкультурой и спортом.

Бюджетные ассигнования в сфере культуры определены с учетом необходимости обеспечения проведения запланированных мероприятий и  укрепления материально-технической базы учреждений.

На обеспечение развития и укрепления материально-технической базы  домов культуры предусмотрено 10,0 тыс. рублей.

Продолжит действовать дорожный фонд Шимского муниципального района. На 2019 год фонд сформирован в сумме 3073,8 тыс. рублей, 2020 год – 4563,6 тыс. рублей, 2021 год – 5958,5 тыс. рублей. Средства будут направляться на строительство, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования муниципального значения.

4. Дефицит (профицит) бюджета муниципального района, муниципальный внутренний долг Шимского муниципального района

Бюджет муниципального района в 2019 -2021 годах сформирован без дефицита.

Муниципальный внутренний долг Шимского муниципального района по состоянию на 1 января 2018 года составил 5 592,0 тыс. рублей, в том числе кредиты банков – 3 000 тыс. рублей (53,6%),бюджетные кредиты – 2 592,0 тыс. рублей (46,4 %).

Ожидаемый объем муниципального внутреннего долга района на 1 января 2019 года составит 5 430,0 тыс. рублей. Из общего объема муниципального долга кредиты банков составят 3 000,0 тыс. рублей, бюджетные кредиты – 2 430,0 тыс. рублей.

Предельный размер муниципального долга района на 2019 год установлен в сумме 5 430,0 тыс. рублей.

Верхний предел муниципального долга района на 1 января 2020 года установлен в сумме 1 458,0 тыс. рублей, в том числе по муниципальным гарантиям – 0,0 тыс. рублей.

Предельный размер муниципального долга района на  плановый период установлен: в 2020 году – в сумме 1 458,0 тыс. рублей, в 2021 году — 874,8 тыс. рублей.

Верхний предел муниципального долга района на 1 января 2021 года установлен в сумме 874,8 тыс. рублей,  на 1 января 2022 года – в сумме 0,0 тыс. рублей.

Политика в области муниципального долга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов будет направлена на:

1) своевременное и полное исполнение и обслуживание долговых обязательств Шимского муниципального района;

2) поддержание объема муниципального долга Шимского муниципального района в пределах, установленных законодательством;

3) обеспечение поддержания расходов на обслуживание муниципального долга Шимского муниципального района в пределах, установленных законодательством;

5) минимизацию стоимости обслуживания муниципального долга Шимского муниципального района.

 

  1. Межбюджетные отношения.

 

Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Шимского муниципального района в 2019 — 2021 годах будут формироваться с учетом преемственности основных задач, поставленных на 2018 — 2020 годы, изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и областного закона от 06.03.2009 № 482-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Новгородской области».

Приоритетными направлениями работы в сфере межбюджетных отношений в 2019 — 2021 годах будут являться:

— повышение эффективности реализации приоритетов государственной политики на местном уровне;

— мотивация органов местного самоуправления Шимского муниципального района к экономическому развитию и наращиванию налоговой базы;

— повышение финансовой дисциплины муниципальных образований Шимского муниципального района, получателей межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района.

В рамках задачи по обеспечению финансовой устойчивости и сбалансированности местных бюджетов Шимского муниципального района будет обеспечено:

сохранение единых нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в бюджеты поселений в размерах – 2% сельские поселения, городское поселение — 10%.

В целях вовлечения граждан в осуществление местного самоуправления и повышения эффективности бюджетных расходов на местном уровне будут расширены практики инициативного бюджетирования.

В 2019 году продолжится заключение с органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа соглашений об осуществлении мер, направленных на социально-экономическое развитие муниципального района (городского округа) Шимского муниципального района и оздоровление муниципальных финансов муниципального района (городского округа) Шимского муниципального района.