Наименование: | О контрольной закупке, проводимой Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области с 01 апреля 2019 года |
Дата: | 30.04.2019 |
Согласно новой статье 16.1 «Контрольная закупка» Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2018 №294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) имеют право проводить в пределах своих полномочий контрольные закупки.
Так, положениями о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре и о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 476 и от 2 мая 2012 года № 412, которые приняты в развитие Федерального закона
от 18 апреля 2018 года № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полномочиями о проведении контрольной закупки наделены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказания услуг потребителям.
Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), и по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок (ст.10 Федерального закона №294 ФЗ). На проведение контрольной закупки оформляется соответствующий приказ или распоряжение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № 1398 утверждены «Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)» (вступило в силу с 1 декабря 2018 года).
Постановлением Правительства Российской Федерации также определено, что контрольная закупка проводится теми же способами, которые применяются потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров (работ и услуг), в том числе при совершении покупок через «Интернет» (дистанционная контрольная закупка).
Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или оказывает услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба потребителя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, проводится без предупреждения и согласования с органом прокуратуры.
В ходе контрольной закупки могут быть направлены на исследование (экспертизу) товары, являющиеся предметом контрольной закупки.
Товары (работы, услуги), приобретенные в ходе проведения контрольной закупки, подлежат возврату только, если это возможно по их характеру.
Не возвращаются:
- товары, приобретенные в целях их исследований (испытаний);
- утраты в результате проведения контрольной закупки приобретенным товаром потребительских свойств;
- изъятия или ареста товаров.
Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, цена, приобретенного товара не соответствует указанной на ценнике, табачные изделия и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать или теми, кто не может их продавать (например, несовершеннолетним, без лицензии, образовательные услуги предоставляют без лицензии, медицинские услуги оказываются без договора и др.
При этом необходимо обратить внимание, что в случае нарушения прав потребителей гражданин должен вначале обратиться за защитой своих нарушенных прав к продавцу (исполнителю услуг) и только в случае не удовлетворения требований или бездействия продавца (исполнителя услуг) возникает основание для проведения контрольной закупки при обращении в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области.
Контрольная закупка является внеплановым мероприятием по контролю, поэтому на контрольную закупку не распространяется запрет плановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства до 2020 года и в отношении субъектов с даты государственной регистрации которых прошло менее трех лет.
По результатам проведения контрольной закупки денежные средства возвращаются органу государственного контроля (надзора).
В случае отказа хозяйствующего субъекта возвратить денежные средства, используемые при контрольной закупке, их истребование осуществляется в судебном порядке.
За подробными консультациями по вопросам подачи обращений и проведения контрольной закупки можно обращаться:
- в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: (8-8162) 971-106, 971-117;
- в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» по телефонам (8-8162) 77-20-38; 73-06-77;
- в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону
8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).
О контрольной закупке
Управление Роспотребнадзора по Новгородской области информирует
Согласно новой статье 16.1 «Контрольная закупка» Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2018 №294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) имеют право проводить в пределах своих полномочий контрольные закупки.
Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказания услуг потребителям.
Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), и по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок (п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона №294 ФЗ).
При этом должны быть соблюдены условия, установленные указанным Законом: обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации; обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае обращения потребителей, права которых нарушены, внеплановая проверка может быть проведена при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № 1398 утверждены «Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов госдарственного контроля (надзора)» (вступило в силу с 1 декабря 2018 года). Данные правила определяют требования к проведению мероприятия по контролю, в ходе которого Роспотребнадзором будут осуществляться действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации также определено, что контрольная закупка проводится теми же способами, которые применяются потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров (работ и услуг), в том числе при совершении покупок через «Интернет» (дистанционная контрольная закупка).
Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.
По результатам контрольной закупки Роспотребнадзором может быть организована и проведена внеплановая проверка, в случае выявления нарушений обязательных требований будут приняты меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.
Так, положениями о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре и о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 476 и от 2 мая 2012 года № 412, которые приняты в развитие Федерального закона
от 18 апреля 2018 года № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соответствующими полномочиями наделены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Контрольная закупка продукции и товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей, теперь может быть проведена Роспотребнадзором незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры, без уведомления юридического лица и индивидуального предпринимателя о проведении контрольной закупки.
В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения.
К проведению контрольной закупки эксперты или экспертные организации не привлекаются. В случае же направления товаров, приобретенных в ходе контрольной закупки, для проведения исследований (испытаний) в акте о проведении контрольной закупки делается соответствующая запись с описью этих товаров.
При этом перевозка (транспортирование) и хранение приобретенных для последующих исследований (испытаний) товаров должна осуществляться в соответствии с установленными требованиями к перевозке (транспортированию) и хранению продукции.
В случае выявления по результатам исследований (испытаний) факта нарушения обязательных требований, предъявляемых к продукции, приобретенной в рамках процедур контрольной закупки, данное обстоятельство должно рассматриваться как самостоятельное основание для организации и проведения проверки.
Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.
Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии и др.
При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.
На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.
По результатам проведения контрольной закупки денежные средства возвращаются органу государственного контроля (надзора) путем: незамедлительного возвращения наличных денежных средств должностному лицу органа государственного контроля (надзора), которое проводило контрольную закупку либо незамедлительного принятия работниками (представителями) юридического лица, индивидуальным предпринимателем или его работниками (представителями) необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке.
За подробными консультациями по вопросам проведения контрольной закупки можно обращаться в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: (8-8162) 971-106, 971-117; в Центр информирования и консультирования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» по телефонам (8-8162) 77-20-38; 73-06-77; в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).
Об изменениях в Правилах продажи отдельных видов товаров
Управление Роспотребнадзора по Новгородской области информирует
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 50 в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, внесены изменения, согласно которым эти Правила дополняются новым пунктом 33(1) следующего содержания: «В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира»».
Данное нововведение, которое начнет действовать с 1 июля 2019 года, призвано содействовать потребителям в выборе соответствующих товаров за счет дополнительной визуализации раздельного размещения молочной продукции в зависимости от её видов и компонентного состава, при котором те виды молочной продукции, которые соответствуют определениям «молочный продукт», «молочный составной продукт» и «молокосодержащий продукт», приведенным в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), будут сгруппированы таким образом, чтобы их локальное размещение исключало смешивание, прежде всего, с теми видами молочной продукции, которые относятся к «молокосодержащему продукту с заменителем молочного жира», определение и виды которого также указаны в ТР ТС 033/2013.
Поскольку право потребителя на получение в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о товарах защищено положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», а корреспондирующая этому праву обязанность продавца по своевременному предоставлению потребителю соответствующей информации о товарах в целях обеспечения возможности их правильного выбора установлена статьей 10 этого же закона (при этом там же закреплено полномочие Правительством Российской Федерации устанавливать перечень и способы доведения до потребителя информации по отдельным видам товаров), предусмотренная новым пунктом 33(1) Правил продажи отдельных видов товаров информационная надпись «Продукты без заменителя молочного жира» должна соответствовать вышеназванным общим правилам предоставления продавцом обязательной информации о товарах, т.е. обеспечивать правильный выбор товаров и доводиться в наглядной и доступной форме.
С учетом того, что согласно пункту 142 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, контроль за их соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проверка соблюдения продавцами требований, обусловленных принятием постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 50, будет осуществляться Роспотребнадзором в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.