Наименование: | Целевая программа противодействия коррупции в Шимском муниципальном районе на 2010 – 2013 годы |
Дата: | 19.06.2012 |
Утвержденарешением Думы муниципального района от ___ _________ №____
|
Целевая программа
противодействия коррупции в Шимском муниципальном районе
на 2010 – 2013 годы
Паспорт программы
Наименование |
ПрограммыЦелевая программа противодействия коррупции в Шимском муниципальном районе на 2010-2013 годы
Правовая основа ПрограммыФедеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; постановление Администрации области от 03.08.20-09 № 275 «О целевой программе противодействия коррупции в Новгородской области на 2009-2013 годы»; План противодействия коррупции в Администрации Шимского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации муниципального района от 23.12.2008 № 1106
Заказчик
ПрограммыАдминистрация Шимского муниципального районаИсполнители
ПрограммыАдминистрация Шимского муниципального района, комитеты, управления, отделы Администрации Шимского муниципального района, Администрации поселений (по согласованию), отдел внутренних дел по Шимскому району (по согласованию), контрольно-ревизионная комиссия Шимского муниципального района (по согласованию)
Цели Программысоздание системы противодействия коррупции в Шимском муниципальном районе;
снижение уровня коррупции при решении вопросов местного значения и исполнении отдельных государственных полномочий и предоставлении муниципальных услуг;
обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от негативных проявлений, связанных с коррупцией;
устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Задачи Программыобеспечение координации деятельности комитетов, управлений, отделов Администрации муниципального района в сфере противодействия коррупции;
расширение сферы нормативно правового регулирования, охватываемой процедурой антикоррупционной экспертизы;
обеспечение открытости, здоровой конкуренции и объективности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
осуществление просветительской работы в обществе по вопросам противодействия коррупции, укрепления доверия к органам местного самоуправления;
оказание поддержки администрациям поселений по вопросам противодействия коррупции;
содействие в реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о противодействии коррупции в Шимском муниципальном районе;
вовлечение гражданского общества, общественных организаций в реализацию антикоррупционных мероприятий;
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения в случаях, предусмотренных законодательством.
Механизм реализации ПрограммыПрограмма реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе)
Сроки реализации Программы2010-2013 годыОбъем и источники финансирования Программыисточниками финансирования Программы являются:
субсидии, получаемые на реализацию мероприятий Программы из областного бюджета;
бюджет Шимского муниципального района.
общий объем финансирования: 26000 рублей,
В том числе:
2010 год 8000 рублей
2011 год 8000 рублей
2012 год 5000 рублей
2013 год 5000 рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программыснижение уровня коррупции при решении вопросов местного значения и исполнении отдельных государственных полномочий, предоставлении муниципальных услуг, повышение качества и доступности муниципальных услуг;
снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров;
увеличение доли граждан, положительно оценивающих деятельность органов местного самоуправления Шимского муниципального района.
Система организации контроля за выполнением мероприятий Программыисполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их выполнения в Администрацию муниципального района ежеквартально к 1 числу месяца, следующего за отчетным периодом;
обобщенная информация о выполнении мероприятий Программы представляется Главе муниципального района к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом.
Описание Программы
1. Обоснование необходимости разработки Программы
Коррупция, подменяя публично-правовые решения и действия отношениями, основанными на удовлетворении в обход закона частных противоправных интересов, становится существенным тормозом экономического и социального развития, препятствует успешной реализации приоритетных национальных проектов.
Ядро коррупции составляет взяточничество.
Наряду с взяточничеством коррупция имеет обширную периферию, включающую множество самых разнообразных деяний противоправного и аморального характера.
Противодействие коррупции требует широкого общесоциального подхода, применения не только правовых, но и экономических, политических, организационно-управленческих, культурно-воспитательных и иных мер.
Борьба с коррупцией не может сводиться к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных преступлениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов, она должна включать хорошо продуманную и просчитанную систему разноплановых усилий, сориентированных не менее чем на среднесрочную перспективу и осуществляемых множеством субъектов.
Противодействие коррупции обуславливает острую необходимость решения проблемы программными методами, что позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов, противостоящих коррупции, наступательность и последовательность антикоррупционных мер, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.
Внедрение административных регламентов исполнения вопросов местного значения (предоставления муниципальных услуг, функций) существенно сужает возможности коррупционных действий должностных лиц при принятии решений, устраняет информационный дефицит о порядке получения муниципальных услуг, снижает издержки при получении разрешений, справок, лицензий. В то же время, необходимо принятие специальных мер, направленных на значительное ограничение коррупции, а так же устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
2. Правовое обоснование Программы.
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и следующими нормативными актами:
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008 года № Пр-1568;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р;
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 92;
постановление Администрации Новгородской области от 03.08.2009 № 275 «О целевой программе противодействия коррупции в Новгородской области на 2009-2013 годы».
Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции в Администрации Шимского муниципального района являются необходимыми элементами реализации административной реформы.
- 2. Финансово-экономическое обоснование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств субсидий из областного бюджета в порядке, предусмотренном областным законодательством, и бюджета Шимского муниципального района.
Необходимо создать условия для получения населением района в максимально доступном режиме информации о вопросах местного значения решаемых Администрацией муниципального района, исполнении переданных отдельных государственных полномочий и муниципальных услуг, о порядке их предоставления, о реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, используя не только средства массовой информации, но и возможности сети Интернет.
Кроме того, необходимо развивать деятельность по следующим направлениям предупреждения коррупции:
внедрение антикоррупционного мониторинга и антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики;
антикоррупционное образование;
оптимизация системы закупок для муниципальных нужд.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Средства бюджета Шимского муниципального района предусматриваются на следующие мероприятия Программы:
направление муниципальных служащих на обучающие семинары по вопросам противодействия коррупции в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих Администрации Шимского муниципального района;
проведение семинаров для учителей школ, проводящих факультативы, классные часы по вопросам противодействия коррупции с целью обучения школьников антикоррупционному поведению;
проведение в целях выявления уровня доверия к органам местного самоуправления муниципального района социологического опроса среди населения района в рамках антикоррупционного мониторинга;
публикация на станицах газеты «Шимские Вести» информации, способствующей повышению правовой культуры граждан, воспитанию у населения района антикоррупционного сознания и поведения;
организация разработки издания и безвозмездного распространения наглядной агитации по тематике противодействия коррупции и оказания муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципального района.
5. Совершенствование организации деятельности в муниципальном районе по размещению муниципальных заказов
В целях реализации данного направления в Шимском муниципальном районе должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для муниципальных нужд. В частности, необходимо реализовать:
меры по использованию всех возможных процедур, не противоречащих федеральному и областному законодательству, в целях развития свободной конкуренции среди поставщиков продукции для муниципальных нужд;
меры по устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для муниципальных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за принятие решений по размещенным муниципальным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля за проведением муниципальных закупок. Исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов муниципальных служащих.
Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществляется контрольно-ревизионной комиссией Шимского муниципального района. Должны быть разработаны методика и административный регламент проведения мониторинга такого рода, в том числе проведения сопоставительного анализа закупочных и среднерыночных цен на закупаемую продукцию.
Информация о результатах мониторинга должна размещаться на официальном сайте Шимского муниципального района.
6. Организация проведения экспертизы нормативных правовых актов Администрации Шимского муниципального района и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией муниципального района методикой, разработанной на основе Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Антикоррупционная экспертиза должна включать в себя мероприятия по исключению из нормативных правовых актов норм, способствующих проявлению коррупции, повышающих вероятность совершения коррупционных действий.
Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия муниципальных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.
7. Формирование перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей), а также примерного перечня коррупционных действий и проявлений в деятельности муниципальных служащих Администрации Шимского муниципального района
В Администрации муниципального района должны быть утверждены перечни коррупциогенных должностей. Перечни коррупциогенных должностей включают в себя должности муниципальной службы, замещение которых связано с:
— непосредственным предоставлением отдельных государственных полномочий и муниципальных услуг заявителям, связанных с предоставлением материальных благ;
— осуществлением контрольных мероприятий;
— подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных средств, субсидий, межбюджетных трансфертов;
— подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением муниципальных закупок;
— подготовкой и принятием решений по выдаче лицензий и разрешений;
— осуществлением регистрационных действий;
— подготовкой и принятием решений по районным целевым программам, муниципальным капитальным вложениям и другим программам, предусматривающим выделение бюджетных средств;
— подготовкой и принятием решений, связанных с назначениями на коррупциогенные должности.
Перечни коррупциогенных должностей утверждаются распоряжением Администрации Шимского муниципального района.
Перечень позволит локализовать и сконцентрировать усилия по противодействию коррупции в отношении должностных лиц, замещающих коррупциогенные должности.
8. Внедрение механизмов дополнительного контроля деятельности муниципальных служащих Шимского муниципального района, замещающих коррупциогенные должности
В рамках реализации данного направления в Администрации муниципального района создается система внутреннего контроля, основанная на механизме служебных проверок.
Администрацией муниципального района разрабатывается и внедряется механизм осуществления служебных проверок в отношении муниципальных служащих, замещающих коррупциогенные должности, на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в средствах массовой информации. С этой целью разрабатывается система мероприятий по целенаправленному сбору, фиксации и детальному рассмотрению данных, свидетельствующих о фактах коррупции. Информация о коррупционных проявлениях должна немедленно поступать в уполномоченный орган Администрации муниципального района для рассмотрения выявленных фактов коррупции и привлечения виновных лиц к ответственности.
В первоочередном порядке меры дополнительного внутреннего контроля должны быть реализованы в комитетах, управлениях, отделах Администрации муниципального района, которые исполняют наиболее коррупциогенные полномочия (например: закупки для муниципальных нужд, предоставления муниципальных услуг, здравоохранение, образование, социальная помощь и социальное обслуживание, земельные и имущественные отношения, жилищно-коммунальное обслуживание населения, жилищные отношения, жилищное строительство, дорожное строительство и содержание дорог, транспортное обслуживание населения и другие).
9. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны муниципальных служащих, граждан и организаций