Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Шимского муниципального района на период до 2024 года

Наименование:Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Шимского муниципального района на период до 2024 года
Дата:30.10.2020

Пояснительная записка по основным параметрам  прогноза

социально-экономического развития  Шимского муниципального района на период  до  2024 года

 

           Прогноз социально-экономического развития Шимского муниципального района основывается на оценке социально-экономического состояния района в 2019 году, анализе за предшествующие годы  и ожидаемых результатах развития в  2020- 2023 годах.

          При разработке прогноза социально-экономического развития использованы:

          -данные статистических органов;

          -данные комитетов и отделов Администрации муниципального района;

          -данные предприятий и организаций района.

          Разработка основных показателей прогноза осуществлялась в соответствии с установками и макроэкономическими показателями, заложенными в федеральном прогнозе.

          В прогнозных расчетах учитывались результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, работающих  на территории района, складывающаяся тенденция развития различных секторов экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля) и другие условия хозяйственной деятельности района.

          В качестве позитивных факторов развития района учитывались:

          — использование местных сырьевых ресурсов промышленными предприятиями района;

          —  реализация ряда инвестиционных проектов;

          — высокий удельный вес (в производственной, торговой и сельскохозяйственной сферах)  работников, занятых  на малых предприятиях, которые являются более мобильными и способны  быстрее переориентировать производство  на изменяющиеся потребности рынка.

          В качестве негативных факторов при разработке прогноза учтены:

 -недостаток высококвалифицированных трудовых ресурсов;

          — влияние последствий экономического кризиса на экономическую и социальную сферы района (снижаются объемы производства у ряда предприятий, замедлилась реализация  инвестиционных проектов).

  1. Население

Численность населения  района на 01.01.2020 составила 10965 человек, в том числе городского – 3498  человек, сельского – 7457 человек. Территориальная структура расселения показывает, что в районе преобладает сельское население, на долю которого приходится порядка 68,1 % от общей численности населения района. Число сельских жителей на 1000 горожан в Шимском районе составляет 2132 человека, что в 5,3 раза больше, чем в среднем по области.   Плотность населения – 6,0 человек на 1 км2.

Любые изменения численности населения в обществе можно свести к следующим факторам: уровню рождаемости, уровню смертности населения. Основываясь на анализе показателей, используемых при подготовке прогноза, видно, что в районе смертность превышает рождаемость. Данная тенденция наблюдается до конца прогнозируемого периода. Хотя планируется увеличение общего коэффициента рождаемости при остающемся без изменения коэффициенте смертности.

  1. Производство валового регионального продукта

 

Вклад муниципального района в валовой региональный продукт области стал одним из важнейших показателей эффективности работы района. Оценка объема валового регионального продукта в 2019 году составила    1,185 млрд. руб. Темп роста составил 101,4 % к уровню прошлого года.

В прогнозируемом периоде до 2023 года  планируется ежегодно увеличивать объём ВРП, в среднем  на 103,7%. Основную долю в структуре ВРП составляют сельское хозяйство и торговля.

 

Промышленное производство

          Индекс промышленного производства в 2019 году составил 91,4 % , в 2020 году  по оценочным данным  данный показатель составит 119,6 %.

Промышленное производство в России на фоне пандемии коронавируса сократилось. Снижение объемов производства промышленной продукции по оценочным данным не коснется предприятий Шимского муниципального района. В 2020 году  прогнозируется увеличение объемов производства за счет роста производства хлебобулочных изделий — ООО «Ален+» Шимский хлебозавод и ИП Товмасян Г.М. (112,3% к предыдущему году  в сопоставимых ценах), производства льноволокна — ООО «Уторгошский льнозавод» (128,34%). Вместе с тем наблюдается резкий спад в  деревообрабатывающей отрасли (ООО «Алёна», ООО «Сезон  удачи» и ИП Чухненков В.Е), в полиграфической деятельности, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, в производстве прочей готовой продукции (КФХ Романов Д.А.). К 2023 году планируется постепенный рост объемов промышленной продукции в натуральных показателях.

На базе местных сырьевых ресурсов продолжат работу в районе предприятия по добыче  полезных ископаемых (добыча и агломерация торфа, добыча карбонатных пород, ПГС и песка), их доля в общем объеме промышленного производства составила  44%. В 2020 году процент к предыдущему году в сопоставимых ценах составит 118,1%. На базе месторождения «Боровское»  осуществляет добычу полезных ископаемых ООО «Северная Поляна».  Предприятие входит в группу компаний ООО «ТЭК «РусТорф». Сфера деятельности:  добыча торфа, переработка его для  сельского хозяйства, тепличного хозяйства, садоводства, ландшафтных работ, озеленения, хобби рынка (мелко-фасованной продукции). В настоящее  время на предприятии выпускаются торфяные смеси (смеси верхового и низинного торфа); торфопесчаные  смеси; торф нейтрализованный; субстраты, прессованные под  стрейч-плёнку (типа БИГ БЕЙЛ) на поддоне объёмом 5500 литров и мелкая упаковка в п/э пакетах  объёмом  5 – 50 литров. В 2019 году запущена линии смешивания и приготовления субстратов и щит линии смешивания и приготовления грунтов. Объем производства составил 77,7 млн. рублей, что на 13,2 % больше, чем в 2018 году.

Также добычей и агломерацией торфа на территории Шимского муниципального района осуществляет ООО «ПИНДСТРУП».

Работы по разработке гравийных и песчаных карьеров в муниципальном районе вели ООО «Шимское ДЭП» и ООО «Карьер «Кчеры». Объем производства по разработке карьеров в 2019 году составил 8,5 млн. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в прошлом году. К концу 2020 года прогнозируется снижение данного показателя по сравнению с прошлым годом практически в 2 раза.

Два предприятия  в районе осуществляют добычу карбонатных пород. Это ООО «Север» и ООО «Шимское ДЭП». Снижение объемов по известковым карьерам за 2020 обусловлено тем, что разработка в отчетном периоде не производилась.

По видам экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом, и паром; кондиционирование воздуха» и «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» прогнозируется рост, объем производства по данным видам деятельности к 2023 году планируется в размере 55,6 млн. рублей и 33,0 млн. рублей соответственно.

 

  1. Сельское хозяйство.

В Шимском муниципальном районе зарегистрированы и ведут производственную деятельность 6 сельскохозяйственных организаций, производство и первичную переработку льна-долгунца осуществляет                     ООО «Уторгошский льнозавод».  Важное место в аграрном комплексе района занимают крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, а также подсобные хозяйства населения. По состоянию на 01.01.2020  в районе осуществляют деятельность 40 крестьянских (фермерских) хозяйств и 5070 личных подсобных хозяйства граждан.

Основной отраслью в сельском хозяйстве является животноводство. Индекс производства продукции животноводства в 2020 году составит 84,2%. Важнейшей сельскохозяйственной отраслью в районе является растениеводство. В 2019 году в результате продолжительных ливневых дождей во многих хозяйствах района был нарушен процесс роста и развития сельскохозяйственных культур, что в дальнейшем привело к гибели и снижению урожая. В натуральном выражении к 2023 году планируется увеличение производства продукции растениеводства на 22,5%.

По предварительным данным  индекс производства продукции животноводства в 2020 году составит 105,1%.

 

 

  1. Строительство

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» составил 14,7 млн. руб., в т.ч. ремонт автомобильных дорог общего пользования. План ввода жилья по Шимскому муниципальному району на 2019 год составляет 4200,0 кв. м, на 01.01.2020 ведено в действие 6389 кв. м. общей площади жилья,  что на 114,5%  больше, чем за 2018 год. По показателю «Ввод в действие жилых домов» не предусмотрен рост по годам.

 

  1. Торговля и услуги населению

Оборот розничной торговли в 2020 планируется в объеме 810,2 млн. рублей. Темпы роста товарооборота до 102,8% в 2023 году. Увеличение оборота розничной торговли планируется за счет открытия новых предприятий торговли.

По платным услугам планируется рост объемов. С 2020 года по 2023 год объемы увеличатся на 24,5%.

 

  1. Внешнеэкономическая деятельность

По прогнозным данным экспорт товаров сократится только по итогам 2020 года в связи с экономической ситуацией, связанной с коронавирусом, в 2 раза. Но к 2024 году данный показатель увеличится. На экспорт поставляется и будет поставляться в дальнейшем продукция лесозаготовительного комплекса – балансы ООО «Алёна».

 

  1. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия

Малые и средние предприятия (включая микропредприятия) в          2020 году  и на плановый период по 2023 года сохранят направление своей деятельности. В 2020 году на территории района работает 58 малых и средних предприятия.

Численность по данному кругу предприятий к 2024 году прогнозируется в количестве  630 человек.

Оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия)  увеличится с 2020 года по 2023 год на 3,6%.

Основная доля в обороте малых предприятий – это оборот предприятий, осуществляющих деятельность в сфере «торговля».

 

  1. Инвестиции

По данным Новгородстата за 2019 год  общий объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) по муниципальному району составил 85,7 млн. рублей.

Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций составила 64,6%.

В строительство сооружений вложено – 52,6 млн. рублей, транспортные средства – 2,8 млн. рублей, информационное, компьютерное и телекоммуникационное оборудование – 3,7 млн. рублей, машины и оборудование – 24,7 млн. рублей.

В 2019 году завершились 6 инвестиционных проектов, реализованных на территории муниципального района.

 В прогнозируемом периоде с 2020 по 2023 годы по крупным и средним предприятиям (на территории района это, в основанном, бюджетные организации) значительного вложения инвестиций не планируется.

 Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования  (включая малые предприятия) в 2020 году прогнозируется в объеме 53,6 млн. рублей.  Основные денежные вложения планируются в отрасли «Образование» (строительство универсальной спортивной площадки в рамках проекта «Газпром-детям»), улучшения материально-технической базы образовательных учреждений района в здравоохранении – 24,8 млн. рублей (капитальный ремонт здания Шимском ЦРБ). 18,1 млн. рублей – это денежные средства на приобретение оборудования ООО «Северная Поляна», 18,5 млн. рублей – в рамках инвестиционного проекта             ООО «Сташевское» «Строительство завода полного цикла по производству хлопьев из голозерного овса в Шимском районе Новгородской области», 10,9 млн. рублей – ООО «Новгородская картофельная система.

Также  прогнозируется вложение денежных средств в  дорожной отрасли (строительство дороги) и отрасли ЖКХ (строительство газопровода), в сельском хозяйстве.

 Основным источником инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в 2020 году будут привлеченные средства.

 Основным фактором, сдерживающим инвестиционную активность действующих организаций и привлечение внешних инвестиций являются  недостаток собственных средств, сложности с привлечением  заемного средств.

  1. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации

 

                Основные характеристики консолидированного бюджета муниципального района на 2021-2023 годы сформированы на основе прогноза социально-экономического развития муниципального района на 2020 год с учетом применения индекса потребительских цен на конец года.

 В оценке ожидаемого исполнения консолидированного бюджета муниципального района в 2020 году учтены объемы выпадающих доходов в связи с экономической ситуацией в муниципальных образованиях района, связанной с распространением коронавирусной инфекцией (2019-nCOV).

К доходам консолидированного бюджета муниципального района относятся:

налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

         Основной удельный вес в объеме налоговых и неналоговых доходов занимают налоговые платежи, так в 2018 году их объем составил – 89,2%, в 2019 году – 90,3%, прогнозируемый объем на 2020-2023 годы – 90,3%, 90,3%, 90,3%, 90,3%.

        Основным источником поступлений налоговых платежей является налог на доходы физических лиц.

        Ожидаемое исполнение расходов консолидированного бюджета муниципального района за 2020 год скорректировано исходя из сложившейся экономической ситуации. Главной задачей при исполнении консолидированного бюджета муниципального района на 2020 год будет приоритетное расходование средств на обеспечение своевременности и полноты выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, решение вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной инфраструктуры. Прогноз расходов на 2021-2023 годы сформирован с учетом применения индекса потребительских цен.

Муниципальный внутренний долг консолидированного бюджета муниципального района по состоянию на 1 января 2021 года составит 5333,0 тыс. рублей, в том числе кредиты банков-3000,0 тыс. рублей, бюджетные кредиты-2333,0 тыс. рублей, на 1 января 2022 года в сумме 1108,2 тыс. рублей.

Источниками покрытия дефицита консолидированного бюджета муниципального района в 2018-2020 годах являются снижение остатков средств бюджета.

Объем расходов по Указу №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» за 2019 год составляет 89210,3 тыс. рублей, прогноз на 2020-2023 годы 92347,7 тыс. рублей:

Объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Всего на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 86474,2 89210,3 92347,7 92347,7 92347,7 92347,7
Объем расходов по Указу № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», тыс. рублей 86474,2 89210,3 92347,7 92347,7 92347,7 92347,7
Объем расходов по Указу № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 600 «О мерах по обеспечению  граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 604
«О дальнейшем совершенствовании военной службы в российской федерации»
           
Объем расходов по Указу № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»            
Объем расходов по Указу № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», тыс. рублей            

 

  1. Денежные доходы населения

 

Данные по денежным доходам и расходам населения заполнены частично, только по тем показателям, которые представляют статистические органы, организации и учреждения района.

В прогнозируемом периоде среднемесячная номинальная начисленная заработная плата будет увеличиваться  в среднем ежегодно на 106%.

  1. Труд и занятость

Численность занятых в экономике рассчитана на основании:

-численности по крупным и средним предприятиям (данные облстатистики);

-численности по  малым предприятиям (данные предприятий);

-численности работающих по найму у индивидуальных предпринимателей (оценочно);

-численности работающих в структурных подразделениях иногородних предприятий, расположенных на территории района, не вошедших в отчет статистических органов по крупным и средним предприятиям.

Фонд оплаты труда (факт 2019г и оценка 2020г) рассчитан исходя из отчетности областной статистики по крупным и средним предприятиям за 2019 год. В общую сумму фонда оплаты труда включены также фонд оплаты труда малых предприятий, структурных подразделений (не вошедших в отчет статистики). Прогноз  на 2020-20034 годы рассчитан с учетом  невысокого уровня заработной платы трудного экономического положения

в малых предприятиях района.

  1. Перечень основных проблемных вопросов развития региона, сдерживающих его социально-экономическое развитие

 

Основной проблемой развития района является отсутствие градообразующего предприятия на территории муниципального района.          На сегодня в стадии реализации находятся несколько инвестиционных проектов, которые смогут стать крупными предприятиями для нашего района.