ФНС России запустила отраслевой проект «Общественное питание»

Наименование:ФНС России запустила отраслевой проект «Общественное питание»
Дата:25.01.2021

ФНС России запустила отраслевой проект «Общественное питание»

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в динамике развития отрасли общественного питания с 2017 года наблюдается как количественный прирост объектов общественного питания (по итогу 2017 года — 180 329 ед., 2018 – 182 954 ед., 2019 – 185 396 ед.), так и рост валового оборота в денежном выражении (по итогу 2017 года — 1 524 490 млн. руб., 2018 – 1 621 608 млн. руб.,2019 – 1 763 293 млн. руб.).

Исключение составляют 9 месяцев 2020 года, зафиксировавшие снижение оборота отрасли около 20 %, в силу ограничений принятых для нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Особенности оказания услуг в указанной сфере и сложившаяся ментальность потребителей допустили формирование рисков осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники либо с передачей данных с нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники.

Прирост валового оборота в суммовом выражении по предыдущим годам, прирост количества объектов общественного питания и наличие перечисленных рисков, обязывают налоговые органы принять профилактические меры по устранению негативных последствий для экономики, имеющихся в сфере услуг общественного питания, связанные с неполнотой отражения выручки.

ФНС России с начала 2021 года запустила отраслевой проект «Общественное питание».

Целью реализации отраслевого проекта в отношении субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания, является побуждение повсеместного применения ими в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

Проект направлен на определение существующих причин, способствующих сокрытию выручки в сфере оказания услуг общественного питания, выработку механизмов и предложений, направленных на вывод предприятий общественного питания из теневого сектора, а также проведение контрольных мероприятий, в отношении недобросовестных участников рынка.

В настоящий момент налоговые органы проводят мероприятия по выявлению налогоплательщиков сферы услуг общественного питания, которые нарушают требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе посредством постоянного мониторинга расчетов для включения в планы проверок и проведения соответствующих контрольных мероприятий.

Если налогоплательщики сферы общепита продолжают не применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, не фиксировать выручку через контрольно-кассовую технику в полном объеме, то такие налогоплательщики попадают в план проверок.

Т.е. налоговые органы применяют риск — ориентированный подход при отборе налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий. Проверки будут проводиться только в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков сферы общепита, несоблюдающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Недопустима поддержка участников сферы общественного питания, нарушающих законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. 3 Организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее — Федеральный закон № 54-ФЗ). Исключения установлены Федеральным законом № 54-ФЗ.

При расчете пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумаге (п. 2 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ). Если до момента расчета покупатель (клиент) предоставил номер телефона или адрес электронной почты, то кассовый чек или бланк строгой отчетности необходимо направить ему в электронной форме, если иное не установлено Федеральным законом № 54-ФЗ. Следует учитывать, что за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники статьей 145 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. В частности, налагается административный штраф: на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения кассы, но не менее 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 3/4 до полной суммы расчета без применения кассы, но не менее 30 тысяч рублей (ч. 2 ст. 145 КоАП).

За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 145 КоАП).