Наименование: | Постановление Администрации Шимского муниципального района от 25.03.2021 № 254 О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе» |
Дата: | 25.03.2021 |
Администрация Шимского
муниципального района
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25.03.2021 № 254
р.п. Шимск
О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе»
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Новгородской области от 23.02.2019 года № 77 «Об утверждении региональной программы Новгородской области «Обеспечение прав потребителей в Новгородской области на 2019 — 2021 годы», Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ Шимского муниципального района, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Администрации Шимского муниципального района от 02.03.2017 № 184, Администрация Шимского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Внести изменения в муниципальную программу «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе» (далее — муниципальная программа), утверждённую постановлением Администрации Шимского муниципального района от 27.11.2019 № 1248, изложив её в новой прилагаемой редакции.
- Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Администрации Шимского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (шимский.рф).
Заместитель
Главы администрации-
председатель комитета по
управлению муниципальным
имуществом и экономике О.В. Архипкова
|
Муниципальная программа
«Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе»
ПАСПОРТ
муниципальной программы
- Наименование муниципальной программы:
Муниципальная программа «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе» (далее муниципальная программа).
- Ответственный исполнитель муниципальной программы:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике Администрации Шимского муниципального района (далее комитет).
- Соисполнители муниципальной программы:
комитет жилищно-коммунального, городского хозяйства и жизнеобеспечения Администрации муниципального района (далее комитет ЖКХ);
комитет образования Администрации муниципального района (далее комитет образования);
комитет культуры и архивного дела Администрации муниципального района (далее комитет культуры);
отдел градостроительства, дорожной деятельности и транспорта Администрации муниципального района (далее отдел градостроительства);
отдел сельского хозяйства и продовольствия Администрации муниципального района (далее отдел сельского хозяйства);
- Подпрограммы муниципальной программы: в составе муниципальной программы подпрограмм не имеется.
- Цели, задачи и целевые показатели муниципальной программы:
№ п/п | Цели, задачи муниципальной программы, наименование и единица измерения целевого показателя * | Значения целевого показателя по годам | ||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Цель — развитие системы обеспечения прав потребителей в Шимском муниципальном районе, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты | |||||
1.1. | Задача 1:
повышение уровня правовой и финансовой грамотности, формирование у населения навыков рационального потребительского поведения, создание эффективной системы оперативного обмена информацией в области защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг. |
|||||
1.1.1. | Количество мероприятий, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, проведенных для потребителей и хозяйствующих субъектов, ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1.1.2. | Количество информаций и других материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» направленных на повышение потребительской грамотности, в том числе: распространение брошюр, плакатов, пособий и других материалов по вопросам защиты прав потребителей, ед. | 10 | 15 | 20 | 22 | 22 |
1.1.3. | Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в области защиты прав потребителей, чел. | 10 | 15 | 20 | 25 | 25 |
1.2. | Задача 2:
повышение доступности правовой и консультационной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий граждан, содействие в досудебном урегулировании споров в области защиты прав потребителей |
|||||
1.2.1. | Количество консультаций в области защиты прав потребителей, ед. | 100 | 105 | 110 | 115 | 115 |
1.2.2. | Удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы власти и организации по защите прав потребителей, %. | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
- Сроки реализации муниципальной программы: 2019 – 2023 годы
- Объемы и источники финансирования муниципальной программы в целом и по годам реализации (тыс. руб.):
Год | Источники финансирования | ||||
Областной бюджет | Федеральный бюджет | Бюджет муниципального района | Внебюджетные средства | всего | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2019 | — | — | — | — | — |
2020 | — | — | — | — | — |
2021 | — | — | — | — | — |
2022 | — | — | — | — | — |
2023 | — | — | — | — | — |
ВСЕГО | — | — | — | — | — |
- Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы:
повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты;
повышение правовой и финансовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно — просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями).
- I. Общая характеристика текущего состояния социально
экономического развития муниципального района в сфере реализации муниципальной программы
В 2017 году ключевым событием в области защиты прав потребителей в Российской Федерации стало заседание президиума Государственного совета Российской Федерации, прошедшее 18 апреля 2017 года в Великом Новгороде, посвященное вопросам развития национальной системы защиты прав потребителей. По итогам заседания Президентом Российской Федерации был дан перечень поручений, направленных на совершенствование национальной системы защиты прав потребителей. Во исполнение данных поручений Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (далее Стратегия). Стратегия является основополагающим документом для последующей планомерной работы в целях решения актуальных задач на различных сегментах потребительского рынка.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания, финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы.
Определить наиболее неблагоприятные сферы деятельности на потребительском рынке Шимского муниципального района с высоким процентом нарушений прав потребителей, позволяет работа с письменными и устными обращениями.
Структура обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли и оказания услуг в 2016 — 2018 годах по Шимскому муниципальному району представлена в таблице.
Таблица
№ п/п | Вид деятельности | Количество рассмотренных обращений | ||
2016 год | 2017 год | 2018 год | ||
1. | Сфера розничной торговли | 27 | 26 | 13 |
1.1. | из них непродовольственные товары | 9 | 9 | 8 |
2. | Сфера услуг | |||
Общественное питание | 0 | 0 | 0 | |
Бытовое обслуживание населения | 0 | 0 | 1 | |
Транспортные услуги | 34 | 13 | 11 | |
Услуги связи | 5 | 2 | 4 | |
Образовательные услуги | 3 | 4 | 3 | |
Туристские услуги | 0 | 1 | 0 | |
3. | Банковская деятельность | 0 | 1 | 2 |
4. | Жилищно-коммунальные услуги | 120 | 67 | 619 |
5. | Медицинские услуги | 21 | 8 | 4 |
6. | Прочие виды деятельности | 322 | 199 | 196 |
Право потребителя на выбор товаров (работ, услуг) признается главным правом потребителей. Данный выбор невозможен без рынка, формируемого производителями и поставщиками товаров и услуг, а также без конкуренции между ними.
Правовой основой обеспечения прав потребителей в Российской Федерации являются Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1), Стратегия. Необходимо повышение активности гражданского общества в решении указанных проблем.
Одной из причин многочисленных нарушений прав потребителей является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В связи с этим средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей.
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика. Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с предпринимателями, работающими на потребительском рынке. Работа с ними должна быть направлена на информирование хозяйствующих субъектов о нормах законодательства Российской Федерации и Новгородской области, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства на потребительском рынке. В связи с этим на заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства Шимского муниципального района приглашаются специалисты территориального управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Старорусском районе, которые информируют хозяйствующие субъекты о выявленных на подконтрольной территории нарушениях и знакомят с изменениями в законодательстве.
С учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно-целевой подход.
Реализация мероприятий муниципальной программы «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе», позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей Шимского муниципального района.
Муниципальная программа направлена на создание условий для эффективной защиты прав потребителей и снижение социальной напряженности на потребительском рынке. В муниципальной программе определены задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их реализации, спрогнозированы результаты и влияние мероприятий муниципальной программы на дальнейшее положение потребителей. Решение актуальных задач защиты прав потребителей должно осуществляться в рамках муниципальной программы совместными действиями органов власти и организаций по защите прав потребителей.
Законодательство предоставляет органам местного самоуправления право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении на основании жалобы потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления Новгородской области вправе согласно статье 44 Закона № 2300-1 извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Также органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). При этом Закон № 2300-1 определяет, что при удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50,0 % от суммы, присужденной судом, в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей или органы местного самоуправления, 50,0 % суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям или органам.
Защита нарушенных прав потребителей наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан.
- II. Перечень и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
Применение программного метода сопряжено с возможными рисками в достижении планируемых результатов вследствие неблагоприятных внешних и внутренних факторов (недобросовестность хозяйствующих субъектов, мошеннические действия потребителей). В целях управления данными рисками в ходе реализации муниципальной программы предусмотрено проведение мониторинга ее выполнения.
III. Механизм управления реализацией муниципальной программы
Реализация программы осуществляется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями.
Оценку соотношения эффективности реализации муниципальной программы с приоритетами, целями и показателями прогноза социально-экономического развития муниципального района и контроль за реализацией муниципальной программы осуществляет заместитель Главы администрации — председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике Администрации Шимского муниципального района.
Комитет осуществляет:
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий муниципальной программы;
координацию выполнения мероприятий муниципальной программы;
обеспечение эффективности реализации муниципальной программы, целевого использования средств;
подготовку при необходимости предложений по уточнению мероприятий муниципальной программы, объемов финансирования, механизма реализации муниципальной программы, целевых показателей для оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Для обеспечения реализации муниципальной программы соисполнители муниципальной программы предоставляют в комитет отчеты о выполнении мероприятий муниципальной программы до 10 июля текущего года и до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Комитет до 20 июля текущего года и до 01 марта года, следующего за отчетным, готовит полугодовой и годовой отчеты о ходе реализации муниципальной программы, по форме согласно приложения № 5 к Порядку принятия решений о разработке муниципальных программ Шимского муниципального района, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Администрации муниципального района № 184 от 02.03.2017 года, обеспечивает их согласование с комитетом финансов Администрации Шимского муниципального района, первым заместителем Главы администрации муниципального района, заместителями Главы администрации муниципального района, осуществляющим координацию деятельности ответственного исполнителя в соответствии с распределением обязанностей между Главой Шимского муниципального района, первым заместителем Главы Шимского муниципального района, заместителями Главы администрации Шимского муниципального района и управляющим Делами Администрации Шимского муниципального района.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике Администрации муниципального района осуществляет общий мониторинг хода реализации муниципальной программы.
Результаты мониторинга и оценки выполнения целевых показателей ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, докладывает Главе муниципального района.
1.2. Изложить раздел IV. «Мероприятия муниципальной программы» паспорта муниципальной программы в редакции:
- IV. Мероприятия муниципальной программы
№ п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель | Срок реализации | Целевой показатель (номер целевого показатели из паспорта муниципальной программы) | Источник
финансирования |
Объем финансирования по годам (тыс.руб.) | ||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. Задача – повышение уровня правовой и финансовой грамотности, формирование у населения навыков рационального потребительского поведения, создание эффективной системы оперативного обмена информацией в области защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг. | ||||||||||
1.1. | Организация проведения «круглых столов», семинаров и других мероприятий, направленных на просвещение и защиту прав потребителей в Шимском муниципальном районе | Комитет | 2019-2023
годы (не реже 1 раза в год) |
1.1.1.
1.1.3. |
бюджет муниципального района | — | — | — | — | — |
1.2. | Участие в организации проведении праздничных мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, Всемирному дню качества | комитет,
комитет образования
|
2019-2023
годы (ежегодно) |
1.1.1.
1.1.2. 1.1.3 |
бюджет муниципального района | — | — | — | — | — |
1.3. | Привлечение образовательных организаций к участию в мероприятиях, направленных на повышение уровня правовой и финансовой грамотности школьников | комитет,
комитет образования |
2019-2023
годы (не реже 1 раза в год) |
1.1.1.
1.1.3. |
бюджет муниципального района | — | — | — | — | — |
1.4. | Размещение информаций и других материалов на официальном сайте Администрации Шимского муниципального района (шимский.рф) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»о правах потребителей, типичных нарушениях их прав на потребительском рынке, о работе «горячих линий», в том числе: распространение брошюр, плакатов, пособий и других материалов по вопросам защиты прав потребителей
|
комитет
|
2019-2023
годы
|
1.1.2. | бюджет муниципального района | — | — | — | — | — |
1.5. | Оказание содействия в установке информационных терминалов по вопросам защиты прав потребителей для населения (в том числе в помещениях органов местного самоуправления, в торговых объектах, транспортной инфраструктуры, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг) | комитет | 2019-2023
годы |
1.1.1. | бюджет муниципального района | — | — | — | — | — |
1.6. | Проработка вопроса по созданию единого интернет-ресурса Новгородской области «Защита прав потребителей», специальных разделов «Защита прав потребителей» на официальных сайте Администрации Шимского муниципального района по защите прав потребителей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусматривающих формы обратной связи (в том числе в форме виртуальных приемных, интернет-форумов)
|
комитет | 2019-2023
годы |
1.1.1.
1.1.2.
|
бюджет муниципального района | — | — | — | — | — |
2. Задача — повышение доступности правовой и консультационной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий граждан, содействие в досудебном урегулировании споров в области защиты прав потребителей | ||||||||||
2.1. | Организация правовой помощи гражданам в сфере защиты прав потребителей | комитет
|
2019-2023
годы (по мере поступления обращений) |
1.2.1. | бюджет муниципального района | — | — | — | — | — |
2.2. | Взаимодействие с хозяйствующими субъектами, нарушающими права потребителей, разъяснение им действующего законодательства и наступающей ответственности с целью досудебного урегулирования споров | комитет | 2019-2023
годы (по мере поступления обращений) |
1.2.2. | бюджет муниципального района | — | — | — | — | — |
2.3. | Организация и проведение консультирования населения Шимского муниципального района, в первую очередь наиболее уязвимых категорий граждан, по вопросам защиты прав потребителей | комитет, комитет образования | 2019-2023 годы | 1.1.1.
1.1.2. 1.2.1. |
бюджет муниципального района | — | — | — | — | — |
- V. ПОРЯДОК
расчета значений целевых показателей муниципальной программы
или источники получения информации
«Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе»
______________________________________________
(наименование муниципальной программы)
№ целевого показателя в паспорте муниципальной программы | Наименование целевого показателя, единица измерения | Порядок расчета
значения целевого показателя |
Источник получения информации, необходимой для расчета целевого показателя |
1.1.1. | Количество мероприятий, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, проведенных для потребителей и хозяйствующих субъектов | Исходя из фактически проведенных мероприятий | Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике Администрации Шимского муниципального района |
1.1.2. | Количество информаций и других материалов размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» направленных на повышение потребительской грамотности, в том числе: распространение брошюр, плакатов, пособий и других материалов по вопросам защиты прав потребителей | Исходя из фактических информаций и других материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике Администрации Шимского муниципального района,
Роспотребнадзор |
1.1.3. | Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в области защиты прав потребителей | Исходя из фактического количества граждан, принявших участие в мероприятиях | Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике Администрации Шимского муниципального района |
1.2.1. | Количество консультаций в области защиты прав потребителей
|
Исходя из фактических обращений граждан (личное обращение, телефонный звонок) | Ежеквартальный отчет: комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике, комитет жилищно-коммунального, городского хозяйства и жизнеобеспечения, комитет образования, комитет культуры и архивного дела, отдел градостроительства, дорожной деятельности и транспорта, отдел сельского хозяйства и продовольствия Администрации мунипального района |
1.2.2. | Удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы власти и организации по защите прав потребителей | Ув=КП/ О (Количество претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке / общее число обращений, поступивших в органы власти и организации по защите прав потребителей) | Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике Администрации Шимского муниципального района |