Постановление Администрации Шимского муниципального района от 18.10.2021 № 1088 «Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения и информирования населения Шимского муниципального района о пожарах, о чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий»

Наименование:Постановление Администрации Шимского муниципального района от 18.10.2021 № 1088 "Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения и информирования населения Шимского муниципального района о пожарах, о чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий"
Дата:18.10.2021

Администрация Шимского

муниципального района 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

 

от 18.10.2021 № 1088

р.п. Шимск

 

Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения

и информирования населения Шимского муниципального района о

пожарах, о чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих

при ведении военных действий или вследствие этих действий

 

В целях реализации: подпункта «а» пункта 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696; подпункта «е» пункта 13 Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года № 12, и на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р, Администрация Шимского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения Шимского муниципального района о пожарах, о чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  2. Признать утратившими силу постановления Шимского муниципального района:

от 11.09.2013 № 1220 «О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций»;

от 07.04.2020 № 456 «О внесении изменений в Положение о порядке оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций».

  1. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы администрации Шимского муниципального района Степанова А. Н.
  2. Отделу по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Администрации Шимского муниципального района разработать аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях.
  3. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (шимский.рф).

 

 

 

Первый заместитель

Главы администрации

муниципального района   А.Н. Степанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено

постановлением Администрации

Шимского муниципального района

от 18.10.2021 № 1088

 

Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения Шимского муниципального района о пожарах, о чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

 

  1. Общие положения

Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения Шимского муниципального района о пожарах, о чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации: от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 07 июля 2003 года
№ 126-ФЗ «О связи», от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 09 января 1996 года № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»; указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»; постановлениями Правительства Российской Федерации: от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»,
от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», от 02 апреля 2020 года № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», от 09 декабря
2014 года № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи»; распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года № 1327-р «Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации».

Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.

  1. Термины и определения

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации о пожарах, об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее — ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее — КСЭОН) — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

  1. Построение системы оповещения

Муниципальная система оповещения и информирования населения Шимского района о пожарах, о чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий создается Администрацией Шимского муниципального района

Локальные системы оповещения на территории Шимского муниципального района не создаются.

Организации оповещают работников организаций, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.

Границей зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы Шимского муниципального района.

КСЭОН создается в Шимском муниципальном районе.

Границами зон действия КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти Новгородской области и Администрацией Шимского муниципального района по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система оповещения населения должны соответствовать требованиям, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

На систему оповещения населения оформляется паспорт.

  1. Назначение и основные задачи системы оповещения населения

Система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.

Основной задачей системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

— руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС Шимского района;

— сил ГО и РСЧС Шимского района;

— единой дежурно-диспетчерской службы Шимского района;

— руководителей социально значимых объектов Шимского района;

— людей, находящихся на территории Шимского муниципального района.

Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС.

  1. Порядок задействования системы оповещения населения

Задействование по предназначению системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим положениям, планом гражданской обороны и защиты населения (далее план ГО) и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Шимского муниципального района.

Единая дежурно-диспетчерская служба (далее ЕДДС) органов повседневного управления РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до органов управления ГО и РСЧС, руководителей организаций на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.

Решение на задействование системы оповещения принимается Главой Администрации Шимского муниципального района

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, по согласованию с Главой Администрации Шимского муниципального района и руководителями организаций, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Главы Администрации Шимского муниципального района.

Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

В автоматическом режиме функционирования система оповещения населения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия ЕДДС.

В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) системы оповещения населения производится дежурными — оперативными ЕДДС, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.

В ручном режиме функционирования дежурный –оперативный ЕДДС:

— включает (запускает) оконечные средства оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— передает распоряжение о задействовании громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения.

Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.

Основной режим функционирования системы оповещения — автоматизированный.

Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и  акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи — сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).

Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных – оперативных ЕДДС.

Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи — повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).

Аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно отделом по делам ГО и ЧС Администрации Шимского муниципального района.

Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:

— сети электрических, электронных сирен и акустических систем;

— сети проводного радиовещания;

— сети уличной радиофикации;

— сети кабельного телерадиовещания;

— сети эфирного телерадиовещания;

— сети подвижной радиотелефонной связи;

-сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;

— сети связи операторов связи и ведомственные;

— сети систем персонального радиовызова;

— информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»;

— громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — КЧС и ОПБ) Шимского муниципального района.

Порядок действий ЕДДС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации.

Отдел по делам ГО и ЧС Администрации Шимского муниципального района, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно ­технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.

  1. Поддержание в готовности системы оповещения населения

Поддержание системы оповещения в готовности организуется и осуществляется Администрацией Шимского муниципального района.

Готовность системы оповещения населения достигается:

— наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы оповещения населения;

— наличием дежурного персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;

— наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;

— наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;

— готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;

— регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;

— своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;

— наличием, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;

— своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, системы оповещения населения.

С целью контроля за поддержанием в готовности системы оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:

— комплексные проверки готовности системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;

— технические проверки готовности к задействованию системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.

Комплексные проверки готовности системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей отдела по делам ГО и ЧС Администрации Шимского муниципального района, а также операторов связи, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.

Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом «Техническая проверка».

В ходе работы комиссии проверяется выполнение всех требований настоящего Положения.

По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.

Технические проверки готовности к задействованию системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов вещателей дежурными – оперативными ЕДДС путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения «Техническая проверка» с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала «Техническая проверка» не производится.

Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.

Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.

Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).