Наименование: | Прокуратура разъясняет |
Дата: | 20.04.2022 |
Помощник прокурора Анна Никитина разъясняет:
Законодательством Российской Федерации, предусмотрена ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ.
Так, статья 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерацией предусматривает уголовную ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Эта правовая норма введена в действие с 4 марта 2022 года и действует на всей территории Российской Федерации. Распространение информации признается публичным, если она адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме. При этом, согласно судебной практике, вся информация, размещенная в Интернете, имеет свойство публичности.
Заведомо ложной информацией считаются сведения, которые изначально не соответствовали действительности и об этом было известно их распространителю.
Ответственность наступит, если такая информация доведена до сведения двух или более человек в форме утверждения. За совершение данного преступления может последовать наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, штраф в размере от 700 000 до 1 500 000 рублей, исправительные работы или принудительные работы.
Штраф может увеличиться до 5 000 000 рублей, а срок лишения свободы до 10 лет, если это деяние совершено: с использованием своего служебного положения; группой лиц, в том числе по предварительному сговору, или организованной группой; с искусственным созданием доказательств обвинения; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы.
Срок лишения свободы может увеличиться еще больше – до 15 лет, если распространение заведомо ложной информации повлекло тяжкие последствия. К ним относятся причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, наступление катастрофы, аварии и др.
Прокурор района Дмитрий Бевз разъясняет:
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Статьей 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию их использования в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Эта правовая норма введена в действие с 4 марта 2022 года и действует на всей территории Российской Федерации. Под дискредитацией принято понимать умышленные действия, направленные на лишение субъекта доверия к нему, на подрыв его авторитета, имиджа. Минимальное наказание за такое деяние – штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей. Максимальное – лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Штраф увеличится до 1 000 000 рублей, как и срок лишения свободы – до 5 лет, если публичные действия повлекли причинение вреда жизни, здоровью граждан или имуществу, привели к массовым беспорядкам, нарушили функционирование объектов жизнеобеспечения или общественной инфраструктуры. Наступление ответственности по статье 280.3 Уголовного кодекса РФ возможно только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года. Поэтому в Кодекс об административных правонарушениях РФ введена статья 20.3.3, которой предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях. Наказание за это административное правонарушение предусмотрено в виде штрафа от 30 000 рублей.
Помощник прокурора Анна Никитина разъясняет:
Статьей 284.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Эта правовая норма введена в действие с 4 марта 2022 года и действует на всей территории Российской Федерации.
Минимальным наказанием за данное деяние является штраф в размере до 500 000 рублей, максимальным – лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 200 000 рублей.
Уголовная ответственность по статье 284.2 Уголовного кодекса РФ возможна только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное действие в течение года.
Поэтому в Кодекс об административных правонарушениях РФ введена статья 20.3.4, предусматривающая административную ответственность за призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, совершенные гражданином Российской Федерации и (или) российским юридическим лицом.
Наказание за это административное правонарушение предусмотрено в виде штрафа от 30 000 до 50 000 рублей.
Прокурор района Дмитрий Бевз разъясняет:
С 1 марта вступил в силу закон, позволяющий строить дома на землях сельскохозяйственного назначения. Ранее строительство жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения было запрещено.
С целью развития малого предпринимательства в форме крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) в сельской местности, законодатель предусмотрел возможность строительства жилого дома в непосредственной близости с землями, используемыми в сельхозпроизводстве.
Так, с 1 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законом предусматривается возможность строительства, реконструкции и эксплуатации жилого дома, предназначенного для проживания членов КФХ на земельном участке сельскохозяйственного назначения, входящем в состав имущества КФХ.
Однако есть ограничения. Так, на участке разрешается построить жилой дом высотой не выше 3-х этажей, общей площадью не более 500 кв.м и при этом площадь застройки под домовладением не должна превышать 0,25% от площади земельного участка. Запрещено образование одного или нескольких участков из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка.
Исключение — случаи, связанные с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд.
Помощник прокурора Анна Никитина разъясняет:
Можно ли педагогическим работникам принимать подарки от учащихся и их родителей?
Законодателем конкретного понятия «подарок» не определено. Из определения договора дарения следует, что подарок – это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (ст.572 Гражданского кодекса РФ).
Работникам образовательных организаций, в том числе учителям, запрещается получать подарки от обучающихся, а также их родственников, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ).
Получение учителем подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений. В этой связи для обоснования законности получения подарка рекомендуется сохранить документ, подтверждающий его стоимость.
Под обычными подарками, как правило, понимаются те виды подарков, которые обычно дарят учителям. Таким подарками могут быть цветы, конфеты, чай, кофе, канцелярские принадлежности, книги, вазы.
Локальными актами образовательной организации могут быть предусмотрены дополнительные ограничения, связанные с получением подарков, а также регламентирован порядок их получения (ст. 13.3 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Учитель вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида (ст.573 Гражданского кодекса РФ ).
За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) (ст.ст. 22, 81 и 192 Трудового кодекса РФ). Также учитель может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 Уголовного кодекса РФ).