Виды банковских карт

Наименование:Виды банковских карт
Дата:31.05.2022

Виды банковских карт

Банковская карта — это индивидуальный платежный инструмент, предназначенный для выполнения различных банковских операций (платежи, перевод средств и т.п.). Банковские карты классифицируются по:

  • территориальным возможностям их применения,
  • принадлежности средств на карте,
  • назначению,
  • классу (или уровню) карты.

Классификация карт по территориальному действию

По этому признаку карты делятся на локальные, международные и виртуальные.

Локальные карты — это карты для выполнения операций в пределах системы банка-эмитента. В более широком смысле — в пределах одной страны (в пределах национальной платежной системы, например, в России — это система «МИР»).

Международные карты — это карты международных платежных систем, наиболее популярными из которых являются «Виза» и «Мастеркард». Пригодны для выполнения большинства типичных операций по всему миру.

Виртуальные карты — это карты, предназначенные исключительно для операций внутри сети интернет. Виртуальная карта — это по сути симулятор карты, она не выпускается в реальном виде, а существует только в электронном (виртуально).

Классификация по принадлежности средств на карте

Карты делятся на дебетовые, кредитные и предоплаченные.

Дебетовые карты. Средства на такой карте принадлежат только вам и вы распоряжаетесь ими по своему усмотрению. Иногда на средства, находящиеся на счете, банком начисляются проценты, иногда — нет. В зависимости от условий банка, выпустившего карту, по карте могут быть разрешены любые операции или ограничена часть из них.

Дебетовые карты с овердрафтом — некий гибрид дебетовой и кредитной карты: средства на карте принадлежат вам, но при исчерпании этих средств, банк автоматически открывает вам кредит (на какую-то определенную, заранее оговоренную в договоре сумму) и вы можете совершать по этой карте операции «в минус», т.е. карта из дебетовой становится кредитной.

Кредитные карты — деньги на этой карте принадлежат банку, но вы можете распоряжаться ими для совершения операций (в том числе и без уплаты процентов в течение какого-то периода) согласно условий договора с банком.

Предоплаченные карты — это карты, на которых на момент их покупки уже находится какая-то сумма, (по сути — это дебетовая карта), но расчеты по ней выполняются от лица банка-эмитента (не от вашего лица). При этом, условия трат по этой карте могут быть ограничены банком ее выпустившим, например, карта может быть выпущена только для оплаты топлива на определенном бренде АЗС, для расчета только за косметику определенной фирмы или для расчета в определенном магазине (сети магазинов) и т.п. Как правило, такие карты имеют ограниченный срок действия, их нельзя продлить или пополнить, снять с них деньги. Пример предоплаченной банковской карты — это подарочные банковские карты.

Классификация карт по назначению

По назначению карты разделяются на личные, зарплатные, корпоративные и обезличенные (предвыпущенные).

Личные карты заводятся вами самостоятельно. Выбор банка, платежной системы и других параметров зависит от ваших предпочтений и определяется только вами.

Зарплатные (социальные, молодежные, пенсионные и т.п.) карты выдаются сотрудникам организаций в рамках зарплатных проектов (договора организации с банком о перечислении заработной платы, пенсии или других регулярных платежей на карты этой серии). Вид этой карты выбирается организацией, которая заключает с банком договор об обслуживании. Как правило, это карты начального уровня, поскольку такие карты более дешевы в обслуживании.

Корпоративные карты. Средства на таких картах принадлежат организациям, заключившим договор с банком. Выдаются они сотрудникам организации для оплаты текущих служебных расходов (например, в командировке).

Предвыпущенные карты — карты оформленные «на никого» (обезличенные). Такая карта изначально не содержит информацию о владельце, на ней не указаны данные держателя. Карта прикрепляется к счету, который открывается на конкретного клиента. Такая карта обычно дает возможность совершать все те же операции, что и обычная дебетовая (впрочем, набор функций карты зависит от банка ее выпустившего). Удобство заключается в том, что оформление договора по такой карте занимает несколько минут, в то время как процесс выпуска обычной карты занимает от 1-2 до 10-14 дней.

Классификация по уровню карты

По классу (уровню), карты международного стандарта различаются на карты начального, стандартного и премиального уровня. Эти уровни различаются между собой по стоимости годового обслуживания карты, по функциональным возможностям проведения тех или иных операций по карте (чем ниже уровень, тем у карты меньше возможностей) и по привилегиям, которые дает уровень карты для клиента. Рассмотрим уровни карт двух основных международных систем «Виза» и «Мастеркард».

Начальный уровень. В большинстве случаев — это дебетовые карты (крайне редко можно встретить кредитную карту такого низкого класса), не позволяющие совершать электронные платежи через интернет (впрочем, это зависит от решения банка выпустившего карту), но отличающиеся недорогим выпуском и обслуживанием. Зачастую зарплатные (пенсионные, социальные и т.п. карты) относятся именно к этому уровню.

Стандартный уровень. Карты этого уровня могут быть как дебетовыми, так и кредитными. Стоимость их выпуска и обслуживания немного выше, чем у карт начального уровня, но и функциональные возможности по производимым операциям у них гораздо шире. В большинстве случаев карты стандартного уровня не имеют существенных ограничений по возможностям проведения типичных операций (оплата покупок, бронирование отелей, снятие наличных). Карты стандартного уровня — это классический вид банковских карт.

Премиальный уровень – это карты серий Gold, Platinum, Titanium, и т.п. Их отличие от — высокая стоимость выпуска и обслуживания (от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей в год). За это владелец такой карты получает эксклюзивный дизайн карты (по его желанию), полное отсутствие ограничений по проводимым по ней операциям, и другие бонусы и привилегии, например, консьерж-сервис, бесплатный доступ в VIP-зоны в аэропортах, гостиницах и т.п.

        Консультацию и практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в сфере оказания финансовых услуг можно получить:
• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-083;

  • в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10 тел. 77-20-38;

   Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

Дополнительно сообщаем, что в рамках проекта «МФЦ – новые возможности» всем категориям граждан (независимо от их социального положения, статуса, места проживания на территории Новгородской области) предоставлена возможность получить консультации «из первых рук» от наиболее квалифицированных специалистов Роспотребнадзора, обсудить напрямую проблемы и вопросы посредством видеосвязи.

         Онлайн консультирование проводится еженедельно по четвергам с 10.00 до 13.00, для консультации необходимо обратиться в один из центров «Мои Документы»: подать заявку и принять участие в онлайн-консультации вам помогут специалисты МФЦ (при обращении необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность).

  Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.