Потребитель вправе отказаться от дополнительных услуг при оформлении договора потребительского кредита (займа)

Наименование:Потребитель вправе отказаться от дополнительных услуг при оформлении договора потребительского кредита (займа)
Дата:31.05.2022

 

Потребитель вправе отказаться от дополнительных услуг при оформлении договора потребительского кредита (займа)

 

Управление Роспотребнадзора по Новгородской области в целях информирования и просвещения граждан в рамках  регионального проекта «Повышение финансовой и налоговой грамотности населения Новгородской области» разъясняет  гражданам, как отказаться от дополнительных услуг при оформлении договора.

Право заемщика на отказ от дополнительных услуг, оказываемых при предоставлении потребительского кредита, предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (ст. 7).

Согласно части 2 статьи 7 указанного Закона, если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги.

Федеральным законом от 02.07.2021 N 328-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон N 328-ФЗ) в часть 2 статьи 7 Закона N 353-ФЗ внесены изменения, устанавливающие запрет на проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг (вступили в силу с 30.12.2021).

Также при предоставлении дополнительных услуг кредитором в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) должен быть указан ряд информации:

— стоимость такой услуги;

— право заемщика отказаться от такой услуги в течение четырнадцати календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на ее оказание посредством обращения к лицу, оказывающему такую услугу, с заявлением об отказе от такой услуги;

— право заемщика требовать от лица, оказывающего такую услугу, возврата денежных средств, уплаченных заемщиком за оказание такой услуги, за вычетом стоимости части такой услуги, фактически оказанной заемщику до дня получения лицом, оказывающим такую услугу, заявления об отказе от такой услуги;

— право заемщика требовать от кредитора возврата денежных средств, уплаченных заемщиком третьему лицу за оказание такой услуги, за вычетом стоимости части такой услуги, фактически оказанной заемщику до дня получения третьим лицом заявления об отказе от такой услуги, при неисполнении таким третьим лицом обязанности по возврату денежных средств заемщику.

При этом ст. 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусмотрено не только право заёмщика отказаться от дополнительной услуги на стадии оформления заявки на получение кредита, но и после выражения согласия на её оказание.

Так если заёмщик обратится к исполнителю услуги с заявлением об отказе от дополнительной услуги в течение четырнадцати календарных дней со дня выражения согласия на её оказание, то исполнитель обязан вернуть заемщику денежные средства в сумме, уплаченной за оказание такой услуги, за вычетом стоимости части такой услуги, фактически оказанной заемщику до дня получения заявления об отказе от такой услуги, в срок, не превышающий семи рабочих дней.

В случае, если исполнитель не возвратит потребителю денежные сроки в указанные сроки, заемщик вправе направить кредитору требование о возврате денежных средств, уплаченных заемщиком исполнителю за оказание такой услуги, с указанием даты обращения заемщика к третьему лицу с заявлением об отказе от такой услуги. Указанное требование может быть направлено заемщиком кредитору не ранее чем по истечении тридцати календарных дней, но не позднее ста восьмидесяти календарных дней со дня обращения с заявлением об отказе от такой услуги к исполнителю, оказывающему такую услугу.

Кредитор в таком случае, обязан в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения требования заемщика о возврате денежных средств, уплаченных заемщиком исполнителю за оказание дополнительной услуги, возвратить заемщику денежные средства, или отказать заемщику в возврате указанных денежных средств, сообщив о таком отказе с указанием причины отказа способом, предусмотренным договором потребительского кредита (займа).

При этом пунктом 2.12 ст. 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» установлен ограниченный перечень причин для такого отказа (пропуска 14-ти дневного срока для направления отказа от услуг исполнителю; истечение ста восьмидесяти календарных дней со дня обращения с заявлением об отказе к исполнителю; наличие у банка информации об отсутствии факта оплаты заемщиком исполнителю, денежных средств за оказание услуги, информации о возврате заемщику денежных средств третьим лицом, либо об оказании услуги исполнителем в полном объеме до даты получения заявления потребителя об отказе от такой услуги).

Однако если заёмщиком будет пропущен предусмотренный Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» четырнадцатидневный срок для направления отказа от услуг исполнителю, это не будет препятствием для реализации права, предусмотренного ст. 32 Закона РФ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которой, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Но в этом случае, при отказе исполнителя в возврате денежных средств, потребитель может взыскать денежные средства с исполнителя только в судебном порядке, подав соответствующее исковое заявление в суд общей юрисдикции, минуя банк.

Консультацию и практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в сфере оказания финансовых услуг можно получить:
• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-083;

  • в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10 тел. 77-20-38;

   Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

Дополнительно сообщаем, что в рамках проекта «МФЦ – новые возможности» всем категориям граждан (независимо от их социального положения, статуса, места проживания на территории Новгородской области) предоставлена возможность получить консультации «из первых рук» от наиболее квалифицированных специалистов Роспотребнадзора, обсудить напрямую проблемы и вопросы посредством видеосвязи.

         Онлайн консультирование проводится еженедельно по четвергам с 10.00 до 13.00, для консультации необходимо обратиться в один из центров «Мои Документы»: подать заявку и принять участие в онлайн-консультации вам помогут специалисты МФЦ (при обращении необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность).

  Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.