Наименование: | О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси |
Дата: | 03.11.2022 |
О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси.
Правоотношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа легковым такси регламентированы «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. №112 .
Применение Закона о защите прав потребителей обусловлено во-первых, прежде всего тем, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Во-вторых, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта определяет, что к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
И в – третьих, постановлением Пленума Верховного суда РФ «О Рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» определено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого потребителем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению заказа.
Сторонами договора перевозки пассажиров и багажа являются перевозчик и пассажир Согласно Устава автомобильного транспорта, перевозчик- это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения.
В качестве пассажира выступает физическое лицо, пользующееся правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю законодательством о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Правовое регулирование данных отношений направлено на безопасность дорожного движения и характеризуется императивным методом воздействия.
В первую очередь перевозчик должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в органах налоговой службы.
В соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ, деятельность по перевозке пассажиров легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется исполнителем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Неисполнение данного обязательства не является основанием для увеличения стоимости услуги перевозки. В случае возникновения спора, защита нарушенного права осуществляется судом.
Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находится правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.
При выполнении услуги пассажиру должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования легковым такси, на основании установленных перевозчиком тарифов, исходя их фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым оборудуется легковое такси.
На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация: полное или краткое наименование организации-перевозчика; условия оплаты за пользование легковым такси (из расчета расстояния пути или времени пользования); визитная карточка водителя с фотографией; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Законодательством определено, что по прибытии легкового такси к месту его подачи хозяйствующий субъект, оказывающий услугу перевозки легковым такси сообщает пассажиру местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.
Законодательство о защите прав потребителей устанавливает императивное право потребителя на безопасность услуги, на полную и достоверную информацию об исполнителе и предоставляемой услуге, на судебную защиту нарушенных прав потребителя, на оказание услуги в установленный срок, возмещение убытков в случае нарушения исполнителем сроков исполнения услуг и причиненных вследствие недостатков оказанной услуги.
В случае, если услуга такси оказана ненадлежащим образом, потребители вправе предъявить к исполнителю одно из требований, предусмотренных ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, спор может быть разрешен в судебных органах. Правовая оценка правоотношениям между потребителем и исполнителем услуги может быть дана Управлением в рамках гражданского процесса, в соответствии со ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если при оказании услуги водитель такси нагрубил потребителю, причинил моральный, материальный и (или) физический вред, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением, к которому прилагаются доказательства вины водителя. Кроме того, потребитель имеет право обратиться в суд с целью защиты нарушенных прав, основываясь на ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», и в соответствии со ст. 15 Закона требовать компенсации морального вреда.
Обращаем Ваше внимание!
Соблюдение законодательства о защите прав потребителей хозяйствующими субъектами, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, в том числе услуг легковых такси, до настоящего времени являются актуальными вопросами.
Пассажирские перевозки должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Новгородской области, лицензионным требованиям с соблюдением требований безопасности и качеством пассажирских перевозок.
За консультациями по вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей граждане могут обращаться по телефонам:
— Центр информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области», г. В.Новгород, ул. Германа, 29а, тел. 77-20-38;
– Общественная приемная Управления Роспотребнадзора по Новгородской области – г. В.Новгород, ул. Германа, д.14, тел. 971-106