Наименование: | Село Медведь. Аракчеевские казармы. Памятное место пребывания японских военнопленных. |
Дата: | 11.04.2023 |
В 20 километрах от районного центра на живописном берегу реки Мшаги расположено село Медведь. Село древнее, одно из первых упоминаний о нем в исторических документах относится к концу 15 века, но наиболее интересные страницы из истории села связаны с историей военных поселений в России в первой половине 19 века. В 1820-х годах в Новгородской губернии было размещено 6 полков, в том числе 2 Карабинерских полка со штабным центром в селе Медведь.
Комплекс военных поселений возводился по специально разработанным «образцовым» чертежам. В разное время к проектированию и строительству привлекались опытные и известные архитекторы: В.Стасов, Л.Дюбю, А.Минут, А.Тон, Г.Ламони. Поэтому сохранившиеся до наших дней здания и сооружения военных поселений являют собой памятники не только истории страны, но и архитектуры, инженерной науки, строительного мастерства.
С селом Медведь связан ряд известных исторических личностей. Здесь в 1855 году находился на сборном пункте своего батальона граф А.Н.Толстой, известный русский поэт. Сюда в 1861 году, к своей кузине А.П.Карцевой приезжал П.И.Чайковский. В 1905-1907 годах в селе под патронатом Красного Креста располагался лагерь для японских военнопленных, участников русско-японской войны.
В 1905-1907 годах 20 века в селе Медведь на территории аракчеевского военного городка был организован лагерь для временного пребывания японских военнопленных после окончания русско-японской войны. Император Николай 11, отправляя их из временных лагерей в Хабаровском крае в Новгородскую губернию, хотел показать огромные размеры государства, с которым им пришлось воевать и у которого они фактически выиграли военные действия. К тому же строгие правила Красного креста о содержании военнопленных не предполагали их занятости на тяжелой работе (только обслуживающий труд), а имели в виду именно содержание под арестом без права передвижения. Пребывание военнопленных строго контролировалось Красным крестом, так в 1905 году в село приезжал русский писатель Максим Горький для осуществления проверки по линии Красного креста, здесь же бывали представители американского посольства, как страны на территории которой был подписан мирный договор между Россией и Японией. Отправляя военнопленных в село Медведь Красный крест заботился также о том, что бы им могли быть созданы хорошие санитарные условия пребывания, а также добрые отношения со стороны и местных жителей, которые проживали с военными людьми с 1825 года с момента образования в селе аракчеевских военных поселений (именно для этого и был построен в селе Медведь комплекс военных построек архитектором Стасовым в начале 19 века). Всем военнопленным от царской казны было положено ежемесячное жалование в зависимости от того какой военный чин они имели. Николай 11 и представители Красного креста не ошиблись: к японским военнопленным на протяжении всего их пребывания в селе было благосклонное, доброе отношение. В 1907 году военнопленные были отправлены на родину, также было разрешено увезти останки умерших за это время ( в местном краеведческом музее имеется фотография тех лет о возвращении военнопленных).
С 60-х годов 20 века сельская интеллигенция, которой руководила библиотекарь Ильина Н.П., поддерживала связи с общественными организациями Японии, которые интересовались этим историческим событием, была переписка с детьми этих военнопленных. Такой интерес существует и сейчас, особенно в связи со столетием подписания в 1905 году мирного договора между Россией и Японией. Делегация из села Медведь принимала участие в симпозиуме, посвященном этой дате, который проходил в Японии в городе Осака в апреле 2005 года. На территории бывших аракчеевских казарм есть памятное место о пребывании военнопленных. В местном краеведческом музее накоплен большой фонд исторических материалов и фотоматериалов, посвященных пребыванию японских военнопленных в селе и создана историческая «Примирение». Экспозиция посвящена добрым отношениям между представителями разных государств и воспитанию толерантности у молодого поколения.