С 1 сентября 2023 года заработают новые Правила разработки программы повышения экологической эффективности

Наименование:С 1 сентября 2023 года заработают новые Правила разработки программы повышения экологической эффективности
Дата:26.05.2023

С 1 сентября 2023 года заработают новые Правила разработки программы повышения экологической эффективности

Предусматривается уточнение и дополнение информации, содержащейся в программе, и обосновывающих материалов к ней.

Признается утратившим силу аналогичный приказ Минприроды от 17.12.2018 N 666.

Документ: Приказ Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности»

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев

Уточнен механизм определения разряда такс для лесного участка при транспортировке древесины автомобильным транспортом

Внесены изменения в соответствующие примечания к таблицам 1 и 2 ставок платы за единицу объема древесины в части уточнения выбора разряда такс.

Кроме этого, документом обновлены коэффициенты, корректирующие ставки платы при проведении сплошных рубок с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 № 578 «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»

Разъяснение подготовил:

Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

младший советник юстиции Д.В. Васильев

Подписан закон, устанавливающий требования по оснащению системами автоматического контроля источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ на квотируемых объектах

Законом, в частности:

исключена возможность проведения предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на квотируемых объектах, компенсационных мероприятий на таких объектах в случае невозможности достижения квот выбросов в установленные сроки;

установлена обязанность по оснащению системами автоматического контроля стационарных источников выбросов, расположенных на квотируемых объектах, отнесенных к объектам I и II категорий, с учетом особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах, определяемых Правительством РФ;

определен порядок дооснащения уже созданных систем автоматического контроля выбросов в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов;

закреплены сроки оснащения системами автоматического контроля стационарных источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ: до 31 декабря 2025 года в 12 городах — участниках эксперимента по квотированию выбросов; в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для территорий, дополнительно включаемых в эксперимент.

Правительство наделено полномочиями по определению особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ, в том числе: по установлению критериев определения источников выбросов загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и выбора приоритетных загрязняющих веществ; по установлению требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации информации о показателях выбросов и передачи такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Также документом закреплены особенности осуществления государственного экологического контроля (надзора) в отношении квотируемых объектов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.

Документ: Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Разъяснение подготовил:

Помощник Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

юрист 2 класса И.Д. Антонюк

Уточнен порядок расторжения типовых договоров безвозмездного пользования лесными участками

Установлено, что договор может быть досрочно расторгнут по решению суда в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и Лесным кодексом РФ, в том числе в случае невыполнения лицом, использующим леса, предусмотренных договором мероприятий по сохранению лесов, мероприятий по охране лесов от пожаров в объеме и сроки, которые предусмотрены проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, планом тушения лесных пожаров..

Документ: Приказ Минприроды России от 21.03.2023 N 137 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 г. № 435 «Об утверждении типовых договоров безвозмездного пользования лесными участками»

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев

Уточнен порядок расторжения типовых договоров аренды лесных участков

Установлено, что договор может быть досрочно расторгнут по решению суда в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и Лесным кодексом РФ, в том числе в случае невыполнения арендатором мероприятий по сохранению лесов, мероприятий по охране лесов от пожаров в объеме и сроки, которые предусмотрены проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, планом тушения лесных пожаров.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2026 г.

Документ: Приказ Минприроды России от 23.03.2023 № 141 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»

Разъяснение подготовил:

Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

младший советник юстиции Д.В. Васильев

Предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности не может превышать 25 лет

Срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности определяется юрлицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися застройщиками объекта размещения, при вводе его в эксплуатацию. Срок исчисляется с даты ввода объекта в эксплуатацию и не может превышать 25 лет.

Решение об определении срока эксплуатации в уведомительном порядке направляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

Документ: Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности»

Разъяснение подготовил:

Помощник Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

юрист 2 класса И.Д. Антонюк

С 1 сентября 2023 года устанавливается форма акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта

Речь идет о производственном объекте, указанном в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Необходимость утверждения формы и содержания акта предусматривает Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ: Приказ Минприроды России от 23.03.2023 № 142 «Об утверждении формы и содержания акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта».

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев

Утвержден перечень вопросов для квалификационного экзамена по аттестации специалистов на право осуществления мероприятий по лесоустройству

В перечне приведены 300 вопросов, в частности, по следующим тематикам: критерии установления зон освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда; периодичность и особенности выполнения работ по лесоустройству для каждой из зон освоения лесов; требования к нормативно-справочной информации, необходимой для проведения лесоустройства; технические требования при проведении лесоустройства и выполнении соответствующих работ по лесоустройству и прочее.

Документ: Приказ Рослесхоза от 09.03.2023 № 419 «Об утверждении перечня вопросов для квалификационного экзамена по аттестации специалистов на право осуществления мероприятий по лесоустройству»

Разъяснение подготовил:

Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

младший советник юстиции Д.В. Васильев

На 2023 год продлены особенности осуществления рубок лесных насаждений в спелых и перестойных еловых насаждениях с отсутствием подроста и молодняка целевых пород

Установлено, что такие рубки допускаются без сроков примыкания лесосек, установленных в правилах заготовки древесины и особенностях заготовки древесины в лесничествах, при условии проведения на вырубленных площадях искусственного лесовосстановления.

Документ: Постановление Правительства РФ от 30.03.2023 № 516 «О внесении изменения в пункт 2 приложения N 10 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353»

Разъяснение подготовил:

Помощник Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

юрист 2 класса И.Д. Антонюк

Урегулирован порядок внесения в ЕГРН сведений о лесопарковых зеленых поясах

Соответствующие поправки внесены в законы от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого установлен иной срок вступления в силу.

Документ: Федеральный закон от 18.03.2023 № 66-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и статью 62.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев

Правительством предусмотрена возможность изменения границ охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением

Границы охранной зоны изменяются в случае принятия Росгидрометом решения о переносе стационарного пункта наблюдений.

Кроме того, определены сведения, которые необходимо указывать в решении об изменении охранной зоны.

Документ: Постановление Правительства РФ от 19.05.2023 № 791 «О внесении изменений в Положение об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением»

Разъяснение подготовил:

Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

младший советник юстиции Д.В. Васильев

С 1 сентября 2023 года вступает в силу актуализированный порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых

Предусмотрены оптимизация нормативного правового регулирования и автоматизация процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе в части установления возможности подачи заявления и прилагаемых документов посредством портала госуслуг.

Реализованы положения Федерального закона от 14.07.2022 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Документ: Постановление Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2127»

Разъяснение подготовил:

Помощник Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

юрист 2 класса И.Д. Антонюк

С 1 марта 2023 года введены новые правила учёта животных

Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2023 г. № 550 утверждены Правила осуществления учета животных и перечня видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроков осуществления учета животных.

Домашнюю птицу, пушных зверей, оленей, верблюдов, пчел, объекты аквакультуры животного происхождения, крупный рогатый скот и ряд других животных решено отнести к подлежащим индивидуальному или групповому маркированию и учету.

Данные процедуры необходимы для предотвращения распространения заразных болезней животных, а также выявления источников и путей распространения возбудителей болезней.

Правилами определены порядок, случаи и сроки учета. Например, пчелы подлежат групповому маркированию и учету не позднее 1 сентября 2025 г., а крупный рогатый скот — индивидуальному не позднее 1 сентября 2024 г.

Учет осуществляется безвозмездно путем представления информации о маркированном животном в ГИС в области ветеринарии.

Постановление вступило в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 1 марта 2030

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев

С 1 сентября 2023 года в силу вступают новые правила водопользования

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2023 г. № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлены новые правила подготовки и заключения договора водопользования.

С 1 сентября 2023 года граждане, индивидуальные предприниматели и организации смогут быстрее заключать договоры, для которых не нужно проведение аукциона.

Срок предоставления госуслуги лицам, предоставляющим услуги в сфере судоремонта, организации детского отдыха и санаторно-курортного лечения, а также тем, кто реализует проекты в сфере гидроэнергетики, сокращен с 30 календарных до 15 рабочих дней.

Согласование условий водопользования и подготовка разрешительных документов переведены в электронный вид. Принятые решения будут зарегистрированы в водном реестре.

Получить выписку из реестра можно будет в форме электронного документа.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Правила будут действовать 6 лет.

Разъяснение подготовил:

Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

младший советник юстиции Д.В. Васильев

Федеральный государственный охотничий контроль (надзор) может осуществляться в рамках постоянного рейда

Постановлением Правительства РФ от 09.03.2023 № 368 внесены изменения в Положение о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1065, в части совершенствования осуществления такого контроля (надзора).

Так, вышеуказанный нормативный правовой акт дополнен положениями, согласно которым государственный охотничий контроль (надзор) надзор может осуществляться в рамках постоянного рейда на охотничьих угодьях и иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, в соответствии с решением надзорного органа.

Постоянный рейд заключается в возможности перемещения государственных охотничьих инспекторов по территории в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, осуществляется в отношении транспортных средств, деятельности и действий граждан.

При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве или у гражданина.

Граждане, находящиеся на территории постоянного рейда, обязаны по требованию государственного охотничьего инспектора остановиться, обеспечить беспрепятственный доступ к транспортным средствам, предоставить для ознакомления документы, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве или у гражданина.

Разъяснение подготовил:

Помощник Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

юрист 2 класса И.Д. Антонюк

Порядок ведения реестров мест накопления ТКО

В соответствии с ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения обустроенных ими мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.

Согласно п.п. 11-13 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее — реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, ведется на бумажном носителе и в электронном виде, размещается на официальном сайте муниципалитета в сети «Интернет». При этом, его размещение осуществляется исходя из положений абз.. 2 п. 15, п. 16 Правил с учетом возможности ознакомления непосредственно со схемой размещений таких мест, являющейся составной частью реестра, на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.

Каждый гражданин может ознакомиться с данной информацией, зайдя на официальный сайт соответствующего муниципалитета, где проживает.

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев

С 1 сентября 2023 года вступает в силу постановлением Правительства РФ, которым оптимизирована процедура выдачи, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

С 01.09.2023 вступает в силу постановление Правительства РФ от 08.02.2023 № 174 «О внесении изменений в Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», которым оптимизирована процедура выдачи, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Так, сокращаются сроки межведомственного и внутриведомственного информационного взаимодействия, рассмотрения заявки и материалов на получение разрешения, продление разрешений.

Сведения о разрешении предоставляются в форме выписки из реестра выданных разрешений с нанесением на нее двухмерным штриховым кодом

(QR-кодом), содержащим в кодированном виде адрес страницы в сети «Интернет», с размещенными на ней сведениями о соответствующем разрешении.

Разъяснение подготовил:

Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

младший советник юстиции Д.В. Васильев

Законом усовершенствован порядок использования земельных участков и водных объектов в целях организации отдыха детей и их оздоровления

Федеральным законом от 03.04.2023 № 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается, что территорией организации отдыха детей и их оздоровления являются земельные участки и водные объекты, предоставленные (приобретённые) соответствующей организацией в установленном порядке, в том числе в границах береговой полосы водных объектов.

Согласно Федеральному закону правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления устанавливаются организацией отдыха детей и их оздоровления и доводятся до сведения граждан путём размещения на официальном сайте этой организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в иных доступных для них местах на территории организации отдыха детей и их оздоровления.

Правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления включают в себя особенности использования расположенных на этой территории водных объектов и их частей, земельных участков в пределах береговой полосы водных объектов, особенности доступа граждан к таким объектам и участкам, правила поведения на территории организации отдыха детей и их оздоровления и другую необходимую для безопасного пребывания детей информацию.

Кроме того, устанавливается необходимость включения в правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления особенностей осуществления обособленного водопользования, а также особенностей использования примыкающих к названной территории участков береговой полосы водных объектов и самих водных объектов, расположенных вне границ территории организации отдыха детей и их оздоровления.

Федеральным законом также уточняется правовое регулирование земельных и водных отношений в части, касающейся ограничения свободного доступа к водным объектам и использования водных объектов для рекреационных целей.

Разъяснение подготовил:

Помощник Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

юрист 2 класса И.Д. Антонюк

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (отходы) представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом

Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается. В случае нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства лицо будет привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев

С 1 марта 2023 года вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2022 № 2066 «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений», которым устанавливается новый порядок оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов

Разрешения выдаются при осуществлении промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), организации любительского рыболовства, в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Разрешения, а также документы, являющиеся неотъемлемой частью разрешений, позволяющие достоверно установить внесение изменений в разрешение, приостановление, аннулирование разрешения, должны находиться на каждом судне, а также у лица, осуществляющего добычу (вылов) водных биологических ресурсов без использования судов.

Разрешения выдаются в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица территориального управления, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Разрешение может быть выдано в форме документа на бумажном носителе по желанию лица, обратившегося с заявлением о выдаче разрешения в случае, если указанным лицом осуществляется ведение рыболовного журнала в форме документа на бумажном носителе.

Бланк разрешения в форме документа на бумажном носителе является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.

Выдача разрешений производится территориальными органами Федерального агентства по рыболовству на основании заявлений о выдаче разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, представленных российскими, не находящимися под контролем иностранного инвестора, юридическими лицами или находящимися под контролем иностранного инвестора юридическими лицами в случае, если контроль иностранного инвестора в отношении таких юридических лиц установлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», индивидуальными предпринимателями и гражданами, а также иностранными пользователями с учетом требований, правил и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации.

Разъяснение подготовил:

Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

младший советник юстиции Д.В. Васильев

С 01.04.2024 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2023 № 550 «Об утверждении Правил осуществления учета животных и перечня видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроков осуществления учета животных

Согласно данному постановлению учет животных осуществляется безвозмездно специалистами в области ветеринарии путем представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии о животном (группе животных), маркированном в соответствии с ветеринарными правилами маркирования и учета животных, с присвоением уникального буквенно-цифрового идентификационного номера.

Повторный учет индивидуально маркированного животного не допускается.

В соответствии с Правилами осуществления учета животных, утвержденных названным постановлением учет животного (группы животных) проводится не позднее 10 рабочих дней со дня маркирования животного (группы животных) и (или) ввоза на территорию Российской Федерации маркированного животного (группы животных).

Кроме этого, вышеназванным постановлением утвержден перечень видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроков осуществления учета животных.

Разъяснение подготовил:

Помощник Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

юрист 2 класса И.Д. Антонюк

С 1 марта 2023 года вступили в силу новые требования к обращению побочных продуктов животноводства

Федеральным законом от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2023 урегулируются отношения в области обращения побочных продуктов животноводства.

К побочным продуктам животноводства относятся вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Согласно новым требованиям юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.

О принятом решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства уведомляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора (в отношении земель сельскохозяйственного назначения).

Побочные продукты животноводства не являются отходами. Признаются отходами в случае установления в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Требования к обращению побочных продуктов животноводства утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 №3256-р и начинали действовать с 1 марта 2023 года.

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев

С 1 марта 2023 года, согласно постановлению Правительства РФ от 29.10.2022 № 1924 «О представлении обязательной отчетности региональных регулируемых организаций», будут применяться правила представления обязательной отчетности организаций в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов

Устанавливается порядок представления обязательной отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися к региональным регулируемым организациям в соответствии с федеральным законом от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», и закрепляется форма обязательной отчетности региональных регулируемых организаций.

Обязательная отчетность представляется региональной регулируемой организацией ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным.

Тема учета выбросов парниковых газов касается не всех объектов негативного воздействия на окружающую среду, а только подходящих под критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям (постановление Правительства РФ от 14.03.2022 № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям»).

К регулируемым организациям относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых одновременно (пункт 1 критериев отнесения к регулируемым организациям и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ): сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн углекислого газа в год за период до 01.01.2024 или 50 тыс. тонн и более углекислого газа в год за период с 01.01.2024; соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям согласно приложению к критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 355.

В перечень регулируемых отраслей вошли:

— нефтегазодобыча,- угольная промышленность,- черная и цветная металлургия,- производство минеральных материалов,- химическая и нефтехимическая промышленность,- обращение с отходами;- транспортная отрасль (включая морской, железнодорожный, авиа- и автомобильный транспорт).

С 1 марта 2023 года также вступила в силу методика количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.05.2022 № 371.

Разъяснение подготовил:

Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

младший советник юстиции Д.В. Васильев

Внесены изменения в законодательство об охоте

В ноябре 2022 года внесены изменения Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части порядка осуществления государственного надзора в сфере охоты»

Так установлено, что государственный надзор в сфере охоты может осуществляться в рамках постоянного рейда в порядке, установленном положением о государственном надзоре, и в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Под постоянным рейдом понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.

Одновременно в соответствии с внесенными изменениями государственные охотничьи инспекторы, наделены правом применения физической силы, спецсредств, служебного оружия, гражданского оружия самообороны (разрешенного в качестве служебного оружия) и охотничьего огнестрельного оружия в отношении нарушителя в строгом соответствии с требованиями и порядком, изложенным в Федеральном законе от 14.04.1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране». При этом порядок хранения и ношения указанного оружия должен осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Указанные поправки вступили в силу с 03.02.2023.

Разъяснение подготовил:

Помощник Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

юрист 2 класса И.Д. Антонюк

Внесены изменения в Правила использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2022 № 2286 внесены изменения в Правила использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2003 № 304.

Установлено, что органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут принять решение о безвозмездной передаче изъятых или конфискованных и обращенных в собственность государства диких животных государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и государственным (муниципальным) учреждениям, а в случае отсутствия возможности принятия ими живых образцов — иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для содержания и (или) использования в природоохранных, научных и просветительских целях.

Одновременно определены критерии, которыми необходимо руководствоваться при принятии решения о передаче живых образцов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: наличие условий для содержания и надлежащего ухода за живыми образцами; отсутствие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установленных фактов нарушений законодательства в области обращения с животными в течение одного года до принятия указанного решения.

Приоритет при принятии административным органом решения о передаче живых образцов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для содержания и (или) использования в природоохранных, научных и просветительских целях имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, участвующие в программах (стратегиях) по сохранению и восстановлению соответствующих видов животных и растений (при наличии утвержденных программ, стратегий).

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев

Что понимается под декларацией безопасности гидротехнического сооружения?

Декларация безопасности гидротехнического сооружения (далее — ГТС) является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Она разрабатывается для каждого такого сооружения вне зависимости от класса опасности, к которому данное сооружение отнесено.

Декларация безопасности эксплуатируемых ГТС составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся ГТС – юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика.

Содержание декларации безопасности ГТС, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти установлены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892.

Государственная услуга по утверждению декларации безопасности ГТС предоставляется непосредственно Ростехнадзором и его территориальными органами.

Разъяснение подготовил:

Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

младший советник юстиции Д.В. Васильев

Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура напоминает об ответственности за незаконную рубку деревьев

Согласно статье 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — до пятисот тысяч рублей, в том числе с конфискацией орудия совершения преступления.

Кроме того, согласно статье 260 УК РФ незаконная рубка лесных насаждений в зависимости от ущерба, причиненного лесному фонду, наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, лишением свободы сроком до 7 лет со штрафом.

Разъяснение подготовил:

Помощник Новгородского межрайонного природоохранного прокурора

юрист 2 класса И.Д. Антонюк

Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура напоминает об ответственности за нарушение правил рыболовства

Согласно статье 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов влечет наказание вплоть до лишения свободы сроком до 5 лет.

В случае незаконной добычи водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ возможно назначение наказания в виде лишения свободы сроком до 9 лет.

Разъяснение подготовил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор

советник юстиции И.А. Кабеев