О новых Правилах предоставления платных медицинских услуг

Наименование:О новых Правилах предоставления платных медицинских услуг
Дата:06.09.2023

О новых Правилах предоставления платных медицинских услуг

С 01 сентября 2023 года вступают в действие Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2023г. №736 (далее –Правила). Указанные Правила приняты на 3 года- до 1 сентября 2026 года.

Ранее действовавшее постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 года №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» признано утратившим силу.

Как и ранее при заключении договора потребителю и (или) заказчику должна предоставляться в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — программа) и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

Новыми Правилами уточнены условия предоставления платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В частности платные медицинские услуги по установлению индивидуального поста медицинского наблюдения в стационарных условиях медицинские организации вправе оказывать только при отсутствии медицинских показаний к его установлению.

Не только порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, но и условия использования материально-технической базы и условия привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, будут устанавливаться органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей указанных медицинских организаций. На услуги, предоставляемые медицинскими организациями частной системы здравоохранения – руководителями указанных медицинских организаций, если иное не установлено их учредительными документами.

Ранее документ не регулировал вопросы использования материально-технической базы и условия привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг.

Правилами закреплено, что, оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, в случае участия их в программах, включающих в себя и территориальные программы обязательного медицинского страхования, не должны приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках программ.

Расширены требования к организации и предоставлению медицинских услуг. С 1 сентября текущего года медицинская помощь при предоставлении платных медицинских услуг организуется и оказывается:

а) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации;

б) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

в) на основе клинических рекомендаций;

г) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Для оказания платных медицинских услуг Правила обязывают исполнителя получить письменное согласие потребителя и (или) заказчика на их оказание.

 В новых Правилах оказания платных медицинских услуг,  расширен перечень информации, которую исполнитель обязан довести до сведения потребителя и (или) заказчика, а именно информацию:

— о сроках ожидания предоставления платных медицинских услуг;

— сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

— о графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

— о перечне категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг, в случае их установления учредителем медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения и (или) руководителем медицинской организации частной системы здравоохранения;

— информацию о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, а также сообщать почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба).

Информация должна доводиться до сведения потребителей посредством размещения ее на сайте медицинской организации в сети «Интернет», но  при наличии у медицинской организации такого сайта, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации в наглядной и доступной форме.

Правила предусматривают обязанность исполнителя в случае отказа в удовлетворении требований потребителя направлять ему ответ в сроки, установленные для удовлетворения требований потребителя Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Кроме того, новые Правила  конкретизирует некоторые сведения, которые должны содержаться в договоре с учетом субъектного состава и особенностей оказания услуг. Так, например, при оказании платных медицинских услуг гражданину анонимно сведения будут фиксироваться со слов потребителя услуг.

При оказании дополнительных медицинских услуг в рамках ранее заключенного договора исполнитель будет обязан оформить дополнительное соглашение на данные услуги с указанием их стоимости.

Установлена обязанность организации в договоре прописывать порядок и условия выдачи медицинской документации, а также выдачи копий договора чеков, справок, рецептурных бланков (с пометкой для налоговых органов).

Медицинская организация обязана выдать потребителю платежный документ, даже если она освобождена от обязанности по применению контрольно-кассовой техники.

В новых Правилах отмечено, что оплата медицинской услуги потребителем и (или) заказчиком путем перевода средств на счет третьего лица, указанного исполнителем (в письменной форме), не освободит исполнителя от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем и (или) заказчиком суммы как при отказе от исполнения договора, так и при оказании медицинских услуг (выполнении работ) ненадлежащего качества, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Правила устанавливают обязанность медицинской организации при обращении потребителя к ней выдавать ему следующие документы, подтверждающие фактические расходы потребителя и (или) заказчика на оказанные медицинские услуги:

а) копия договора с приложениями и дополнительными соглашениями к нему (в случае заключения);

б) справка об оплате медицинских услуг по установленной форме;

в) рецептурный бланк с проставленным штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика», заверенный подписью и личной печатью врача, печатью медицинской организации;

г) документы установленного образца, подтверждающие оплату лекарственных препаратов (кассовый чек, бланк строгой отчетности или иной документ, подтверждающий факт осуществления расчета, в случаях, если в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники у медицинской организации отсутствует обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов).

Также новые Правила предусматривают особенности оказания медицинских услуг при заключении договора дистанционным способом.

Консультацию и практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей, можно получить:

• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-083;

• в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10 тел. 77-20-38;

Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

 Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.