Развитие интерактивных сервисов ФНС России

Наименование:Развитие интерактивных сервисов ФНС России
Дата:10.01.2024

Развитие интерактивных сервисов ФНС России

 Сервис «Прозрачный бизнес» стал еще удобнее

 ФНС России обновила сервис «Прозрачный бизнес». Теперь с помощью сервиса можно без авторизации получать информацию о компании или индивидуальном предпринимателе, с которыми планируется сотрудничество. Это поможет исключить риски заключения сделок с недобросовестными представителями бизнеса.

В сервисе добавлен поиск по организационно-правовой форме и статусу налогоплательщика, основным и дополнительным видам экономической деятельности, а также расширен перечень отображаемых сведений о налогоплательщике.

Оптимизация функций, быстрая навигация по результатам поиска, вывод подробной информации о контрагенте, всплывающие подсказки, наличие ссылок на иные сервисы ФНС России по проверке контрагентов, а также новый интуитивно понятный интерфейс сервиса «Прозрачный бизнес» позволят пользователям проанализировать и всесторонне оценить будущего контрагента в качестве делового партнера.

В разделе «Поиск» достаточно указать ИНН, ОГРН или наименование компании и выбрать интересующую информацию о юридическом лице. Для поиска данных об индивидуальном предпринимателе необходимо ввести ИНН, ОГРНИП или ФИО.

В открытом доступе размещены данные государственных реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, информация о дисквалифицированных лицах, субъектах малого и среднего предпринимательства, представительствах иностранных юридических лиц.

Также для пользователей сервиса доступны сведения о многократном участии физлица в организациях, об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами, о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, о среднесписочной численности работников, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации и многое другое.

Калькулятор налоговой нагрузки сервиса поможет верно просчитать налоговые риски – например, сравнить налоговую нагрузку и уровень заработной платы со средними значениями по отрасли. Новый интуитивно понятный интерфейс сервиса «Прозрачный бизнес» позволит пользователям проанализировать и всесторонне оценить будущего контрагента в качестве делового партнера.

 

Расширены возможности Личного кабинета индивидуального предпринимателя

В связи с обновлением мобильного приложения «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» (ЛК ИП) для платформ iOs и Android стала доступна функция государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Для использования данной функции пользователю следует установить приложение на свой мобильный телефон и перейти по кнопке «Зарегистрировать ИП», размещенной в нижней части экрана первой страницы приложения.

В результате использования приложения пользователь информируется о сроках посещения налогового (регистрирующего) органа для завершения процесса регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При посещении налогового (регистрирующего) органа пользователю приложения необходимо предъявить паспорт гражданина Российской Федерации и подписать документы, подготовленные регистрирующим органом на основе информации, переданной пользователем при использовании приложения.

После подписания документов пользователю выдаются расписка в получении документов и регистрационная карта, содержащая логин и пароль доступа к ЛК ИП. При этом пользователь информируется о направлении документов, подтверждающих государственную регистрацию, на адрес электронной почты, указанный при использовании мобильного приложения.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при использовании мобильного приложения ЛК ИП происходит в течение одного часа после выдачи регистрирующим органом расписки в получении документов. Ожидание пользователем процедуры регистрации в зале приёма регистрирующего органа не требуется.

 

С 1 октября 2023 г. упрощен порядок направления документов через ЛК ИП

В соответствии с нормами Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 октября 2023 года индивидуальные предприниматели могут направлять в налоговый орган отдельные документы в упрощенном порядке с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сформированной в ЛК ИП, соответствующей требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Такие нововведения установлены в отношении:

— уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (п. 9 ст. 58 Налогового кодекса РФ);

— заявлений о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (п. 4 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут направлять заявления по актуализации сальдо ЕНС через Личный кабинет

У налогоплательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — пользователей Личных кабинетов появилась возможность подачи неформализованного заявления по вопросу актуализации сальдо ЕНС и отмене мер взыскания задолженности, соответствующих обеспечительных мер.

К неформализованным заявлениям можно приложить соответствующие документы, подтверждающие факт исполнения обязанности по уплате задолженности (платежные документы, выписки о движении денежных средств по корреспондентским счетам кредитных организаций).

Для оперативного рассмотрения данных заявлений, налогоплательщику нужно указать в кратком содержании обращения «Необходима актуализация сальдо ЕНС и отмена мер взыскания».

Сообщить о необходимости в снятии ограничений с расчетного счета, приостановленного за неуплату налоговой задолженности, либо об актуализации сальдо ЕНС можно так же с помощью сервиса «Оперативная помощь: разблокировка счета и вопросы по ЕНС».

 

Новые возможности Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц

В интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (ЛК ФЛ) реализована функция по отражению платежей налогоплательщика, совершенные через ЛК ФЛ, до момента подтверждения банком.

Данная информация визуализируется на главной странице сервиса в баннере с суммой в виде значка «часы» (далее — значок). При наведении на данный значок отображается подсказка «У Вас есть платежи в работе». Так же данная информация дублируется в разделе «Налоги».

После проведения операции банком и ее подтверждения оплаты в информационной системе налоговых органов, значок перестанет отображаться в сервисе. Одновременно информация о платежах отражается в блоке «Платежи/Операции».

В случае отсутствия подтверждения операции в соответствующей в информационной системе налоговых органов в течение 10 дней, информация об оплате также перестанет отражаться в ЛК ФЛ в блоке «Платежи/Операции».

 

Пользователи Личного кабинета смогут получать информацию об изменении сведений о себе в бизнес-реестрах

Теперь пользователи Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц будут получать персональные информационные сообщения при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или при приобретении статуса участника или руководителя юридического лица.

Если бизнес был зарегистрирован без ведома пользователя, он сможет обратиться в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица и оперативно предотвратить возникновение нежелательных последствий. Как это сделать, можно узнать в разделе «Электронный документооборот/Как пресечь неправомерные действия?» сайта ФНС России.

Уведомление также будет направлено пользователю, если было принято решение о начале процедуры исключения предпринимателя из ЕГРИП или юридического лица из ЕГРЮЛ.

Напоминаем, что в разделе «Профиль/Участие в организациях» Личного кабинета налогоплательщика можно ознакомиться, в каких организациях он является руководителем или участником.

Функционал «Как меня видит налоговая» личного кабинета налогоплательщика—юридического лица

Данный функционал — инструмент саморегулирования, с помощью которого налогоплательщик может получить представление о том, на что обращает внимание налоговый орган при выборе налогоплательщиков для проведения налогового контроля перед включением в план проверок.

В сервисе имеются вкладки с показателями финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Показатели обновляются ежемесячно.

Уникальность функционала состоит в том, что он организован по принципу социальной сети с функцией добавления в «друзья/партнеры».

Пользователь не только видит показатели своей деятельности, но и может получить доступ к показателям выбранного контрагента. Для этого необходимо «постучаться» в его личный кабинет. Налогоплательщик получит доступ к упомянутым показателям, если контрагент добавит его в «друзья/партнеры». То же самое (т. е. предоставить данные о себе при запросе контрагента) может сделать и налогоплательщик.

Если у контрагента еще нет личного кабинета, ему можно отправить на адрес электронной почты приглашение завести личный кабинет на сайте ФНС России и далее «подружиться».

В сервисе «Сведения об ИНН физического лица» теперь можно сформировать выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков

На сайте ФНС России доработан сервис «Сведения об ИНН физического лица», с помощью которого можно проверить наличие у физического лица ИНН, а также сформировать выписку из ЕГРН, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа. Для проверки наличия ИНН необходимо заполнить ФИО, дату рождения и паспортные данные.

Такая электронная выписка равнозначна бумажной, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.

Выписка из ЕГРН является официальным документом, подтверждающим присвоение ИНН. Таким образом, в случае, когда в государственный орган или организацию требуется представить ИНН, достаточно электронной выписки.

 

ФНС России запустила новый портал для работы с единой МЧД

Для удобства работы с машиночитаемыми доверенностями ФНС России запустила новый специализированный портал «Единое блокчейн хранилище машиночитаемых доверенностей (МЧД) — распределенный реестр ФНС России». Пользователи смогут создавать МЧД в едином формате для обмена как с государственными органами, так и между хозяйствующими субъектами. Также на портале можно проверить доверенность, созданную в сторонних сервисах, и загрузить ее в распределенный реестр ФНС России на хранение. Все доверенности, созданные по единому формату и загруженные через портал, будут храниться в едином блокчейн-хранилище ФНС России, что ускорит проверку таких документов при взаимодействии с государственными органами и с контрагентами.

Кроме этого, перед загрузкой МЧД в распределенный реестр ФНС России на портале можно уточнить, не вносились ли изменения в доверенность после подписания, а также проверить электронную подпись на действительность.

Портал позволяет найти подробную информацию, узнать, что такое МЧД и как с ней работать.

С 1 сентября 2023 года новые сотрудники организаций и индивидуальных предпринимателей больше не могут получить в удостоверяющих центрах квалифицированные сертификаты сотрудников. Теперь для представления интересов организаций и индивидуальных предпринимателей в электронном пространстве новым сотрудникам необходимо использовать машиночитаемую доверенность (МЧД) в связке с его личным квалифицированным сертификатом электронной подписи физического лица.

 

Изменения в предоставлении налоговых вычетов с 2024 года

С 1 января 2024 года для получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ применяются унифицированные документы – Справки об оплате услуг (уплате взносов).

Данные Справки выдаются организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП), оказавшими соответствующие услуги, заменяют все, действующие в настоящее время подтверждающие право на социальные налоговые вычеты, документы и подтверждают понесенные после 1 января 2024 года фактические расходы граждан на:

— оплату обучения

— оплату медицинских услуг

— оплату физкультурно-оздоровительных услуг

— уплату страховых взносов

— уплату пенсионных взносов по договорам НПО.

Соответствующие изменения внесены в статьи 219 и 221.1 Налогового кодекса Российской Федерации и применяются к расходам налогоплательщиков, понесенным с 1 января 2024 года.

Таким образом, данные сведения уже в 2024 году будут использоваться налоговыми органами для подтверждения права налогоплательщиков на соответствующие социальные налоговые вычеты для получения их в течение налогового периода (2024 года) у работодателя, а с 1 января 2025 года по расходам граждан, произведенным в 2024 году, в рамках упрощенного порядка предоставления социальных налоговых вычетов и налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за истекший налоговый период (2024 год).

Представление в налоговый орган Справки в бумажном виде не требуется, если сведения о расходах направлены в налоговый орган в электронном виде организациями и ИП, оказавшими соответствующие услуги (при наличии у них технической возможности на такой обмен с ФНС России).

Выдача Справок, либо направление сведений осуществляется на основании заявления физического лица (его супруга (супруги) в произвольной форме.

По сведениям, поступившим в электронном виде в 2024 году и успешно прошедшим контроли, налоговый орган сформирует по итогам 2024 года предзаполненное заявление на получение социальных налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика.

До появления предзаполненного заявления в Личном кабинете налогоплательщику не требуется осуществлять каких-либо действий.

Для подтверждения расходов, понесенных до 1 января 2024 года, налогоплательщику необходимо представлять комплект подтверждающих документов (копию договора, чек, копию лицензии и др.), как и ранее.

Подробнее о получении социальных налоговых вычетов в упрощенном порядке можно ознакомиться на промо-странице «Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ» на сайте ФНС России.