Наименование: | Решение Думы Шимского муниципального района от 27.02.2024 № 247 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории Шимского муниципального района" |
Дата: | 27.02.2024 |
Российская Федерация
Новгородская область
Дума Шимского муниципального района
РЕШЕНИЕ
Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле
на территории Шимского муниципального района
принято Думой муниципального района 27.02.2024
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с актуализацией федерального законодательства и в целях более эффективного проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю Дума Шимского муниципального района РЕШИЛА:
1.Утвердить прилагаемое Положение о муниципальном земельном контроле на территории Шимского муниципального района.
2. Считать утратившим силу решение Думы Шимского муниципального района от 27.08.2021 № 64.
3. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Глава муниципального района А.Ю. Шишкин |
Председатель Думы
муниципального района
Л.В. Николаева |
27.02.2024
№ 247
-
Утверждено
решением Думы
муниципального района
от 27.02.2024 № 247
Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования Шимский муниципальный район
Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Шимский муниципальный район (далее – муниципальный земельный контроль).
Муниципальный земельный контроль осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
2. Предметом муниципального земельного контроля является:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется за соблюдением:
обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований.
3. Муниципальный земельный контроль осуществляется Администрацией муниципального района в лице управления имущественных и земельных отношений Администрации муниципального района (далее – орган муниципального земельного контроля).
4. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль от имени Администрации муниципального района, являются должностные лица управления имущественных и земельных отношений Администрации муниципального района (далее – Должностные лица).
Должностными лицами Администрации муниципального района, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются: Первый заместитель Главы администрации муниципального района, а в случае его отсутствия – заместитель Главы администрации муниципального района, исполняющий обязанности первого заместителя Главы администрации муниципального района (далее – Уполномоченные лица).
5. Должностные лица, при осуществлении муниципального земельного контроля, имеют права, обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ) и иными федеральными законами.
Должностные лица, наряду с правами, установленными Федеральным законом № 248-ФЗ, имеет право:
запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления необходимые для проведения контрольных (надзорных) мероприятий сведения и материалы, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в части, относящейся к предмету контроля;
привлекать в установленном порядке для проведения контрольных (надзорных) мероприятий специалистов, экспертов, свидетелей;
обращаться в органы прокуратуры, органы полиции за содействием в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства Российской Федерации;
возбуждать дела об административном правонарушении и составлять протоколы об административном правонарушении в соответствии с кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Должностные лица, наряду с обязанностями, установленными Федеральным законом № 248-ФЗ, обязаны:
обеспечивать качественную подготовку материалов при оформлении результатов контрольного (надзорного) мероприятия, в срок передавать материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в соответствующие органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
выдавать предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения по форме, утверждаемой постановлением Администрации муниципального района, принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
рассматривать ходатайства о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушений в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в журнале регистрации ходатайств о продлении сроков исполнения предписаний по форме, утверждаемой постановлением Администрации муниципального района. По результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока исполнения предписания готовить решение о продлении срока исполнения предписания по форме, утверждаемой постановлением Администрации муниципального района, либо решение об оставлении срока устранения нарушения без изменения по форме, утверждаемой постановлением Администрации муниципального района;
рассматривать заявления граждан и юридических лиц по фактам нарушения обязательных требований в сфере использования земель.
6. Муниципальный земельный контроль осуществляется в отношении граждан, в том числе осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих организаций любых форм собственности и организационно-правовых форм (далее — контролируемые лица).
7. Объектами муниципального земельного контроля являются:
земли, земельные участки или части земельных участков в границах Шимского муниципального района вне зависимости от формы собственности и принадлежности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (далее – земельные участки).
8. Орган муниципального земельного контроля осуществляет учет земельных участков, расположенных на территории муниципального образования Шимский муниципальный район, путем ведения реестра таких земельных участков в электронном виде по форме, утверждаемой постановлением Администрации муниципального района. Должностными лицами обеспечивается актуальность сведений о земельных участках в реестре путем обновления сведений.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений о земельных участках для целей их учета должностные лица используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
При осуществлении учета земельных участков на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
9. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля, организацией и проведением профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ.
Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля
10. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
11. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля земельные участки подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ.
12. Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения земельных участков к категориям риска, согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
Отнесение земельных участков к категориям риска осуществляется решением уполномоченного лица по форме, утвержденной постановлением Администрации муниципального района.
При отсутствии решения уполномоченного лица об отнесении земельных участков к категориям риска такие земельные участки считаются отнесенными к низкой категории риска.
При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:
сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
сведения, получаемые при проведении должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами;
сведения, содержащиеся в архиве Администрации муниципального района.
Решение об изменении категории риска на низкую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории риска, в случае наличия сведений об отсутствии причинения вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установления параметров деятельности контролируемого лица о соответствии утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований.
Решение об отнесении земельных участков к категориям риска принимается в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии земельного участка критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска.
13. Должностными лицами ведется перечень земельных участков, которым присвоены категории риска (далее — перечень). Включение земельных участков в перечень осуществляется на основе решения об отнесении земельных участков к соответствующим категориям риска.
Перечень содержит следующую информацию:
кадастровый номер земельного участка при его наличии, адрес местоположения земельного участка;
присвоенная категория риска;
реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.
Размещение информации, указанной в настоящем пункте, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
На официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее сеть «Интернет») размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация из перечня, предусмотренная настоящим пунктом, за исключением сведений, на основании которых было принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.
14. По запросу контролируемого лица орган муниципального земельного контроля предоставляет указанному лицу информацию о присвоенной категории риска используемым им земельным участкам, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении таких земельных участков к определенной категории риска.
15. Контролируемые лица вправе подать в орган муниципального земельного контроля в соответствии с их компетенцией заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.
Отнесение земельных участков к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной земельному участку категории риска, осуществляется соответствующим решением в соответствии с критериями отнесения земельных участков к категориям риска согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
16. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Администрацией муниципального района разрабатываются индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется Должностными лицами при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, а также в случае поступления из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», обращений (заявлений) граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, сведений (информации), указывающих на несоблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении земельных участков, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при осуществлении
муниципального земельного контроля
17. Профилактические мероприятия проводятся органом муниципального земельного контроля в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами и направлены на снижение риска причинения вреда (ущерба), а также являются приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
18. Профилактические мероприятия осуществляются на основании ежегодной Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утверждаемой постановлением Администрации муниципального района в соответствии с законодательством. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой профилактики.
19. При осуществлении муниципального контроля проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
объявление предостережения;
консультирование.
20. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона № 248-ФЗ на официальном сайте Администрации муниципального района в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Размещенные сведения на указанном официальном сайте поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней с момента их изменения.
Должностные лица, ответственные за размещение информации, предусмотренной настоящим Положением, определяются распоряжением Администрации муниципального района.
21. При поступлении в орган муниципального земельного контроля сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».
Должностное лицо регистрирует предостережение в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера, форма которого утверждается постановлением Администрации муниципального района.
Журнал учета объявленных предостережений ведется в электронном виде.
В случае объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется должностному лицу, объявившему предостережение, не позднее 15 календарных дней с момента получения предостережения через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах или почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе).
Возражения составляются контролируемым лицом в произвольной форме, но должны содержать в себе следующую информацию:
наименование контролируемого лица;
наименование контрольного органа, в который направляется возражение;
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействий) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
дату направления возражения.
Возражение рассматривается должностным лицом, объявившим предостережение не позднее 10 дней с момента получения таких возражений.
В случае принятия представленных контролируемым лицом в возражениях доводов должностное лицо аннулирует направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений.
Должностными лицами осуществляется учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, и использование соответствующих данных для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
22. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется должностным лицом, по обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального земельного контроля.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться уполномоченным лицом либо должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
организация и осуществление муниципального земельного контроля;
порядок осуществления профилактических, контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим положением.
Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом в следующих случаях:
контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от органов власти или иных лиц.
Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к сфере вида муниципального земельного контроля даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы власти или к соответствующим должностным лицам.
Должностные лица осуществляют учет консультирований, который проводится посредством внесения соответствующей записи в журнал консультирования, форма которого утверждается постановлением Администрации муниципального района. Журнал консультирования ведется в электронной форме.
При проведении консультирования во время контрольных (надзорных) мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае, если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Администрации муниципального района в сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Порядок организации муниципального контроля
23. В рамках осуществления муниципального земельного контроля при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее — контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
выездное обследование.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченного лица. Форма такого задания уполномоченного лица утверждается постановлением Администрации муниципального района.
24. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе.
25. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии с ежегодными планами проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий разрабатываются в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года», с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
26. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, — не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет;
для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, — не чаще чем один раз в 5 лет и не реже чем один раз в 6 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Принятие решения об отнесении земельных участков к категории низкого риска не требуется.
В ежегодные планы плановых контрольных (надзорных) мероприятий подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности, праве (постоянного) бессрочного пользования или ином праве, а также используемых на праве аренды гражданами и юридическими лицами, для которых в году реализации ежегодного плана истекает период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, который установлен для земельных участков, отнесенных к категории:
среднего риска, — не менее 3 лет;
умеренного риска, — не менее 5 лет.
В случае если ранее плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении земельных участков не проводились, в ежегодный план подлежат включению земельные участки после истечения одного года с даты возникновения у контролируемого лица права на такой земельный участок.
27. В отношении земельных участков, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
28. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3, 4, 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ.
При проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может проводится:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
Конкретный вид и содержание внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (перечень контрольных (надзорных) действий) устанавливается в решении о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Контрольные (надзорные) мероприятия
29. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта земельных отношений.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование.
Истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта земельных отношений.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
30. Рейдовый осмотр проводится в отношении всех контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление объектом контроля, либо неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность или совершающих действия на определенной территории.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
31. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении органа муниципального земельного контроля, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществления в отношении этого контролируемого лица муниципального земельного контроля.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления органом муниципального земельного контроля контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в орган муниципального земельного контроля, а также период с момента направления контролируемому лицу информации органа муниципального земельного контроля, о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа муниципального земельного контроля, документах и (или) полученным при осуществлении муниципального земельного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в орган муниципального земельного контроля.
32. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим объектом земельных отношений и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений органа муниципального земельного контроля.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микро предприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ, и которая для микро предприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или объекту земельных отношений.
33. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (монито-ринг безопасности) осуществляется должностным лицом путем сбора, анализа данных об объектах контроля, имеющихся у органа муниципального контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется по месту нахождения должностного лица постоянно (систематически, регулярно, непрерывно) на основании задания уполномоченного лица.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не возлагаются обязанности, не установленные обязательными требованиями.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:
решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона № 248-ФЗ;
решение об объявлении предостережения;
решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля;
решение, закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля в соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля.
34. Под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться должностным лицом по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта земельных отношений, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Выездное обследование проводится на основании задания уполномоченного лица.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) земельных участках должностным лицом могут осуществляться осмотр и инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования одного земельного участка (нескольких земельных участков, расположенных в непосредственной близости друг от друга) определяется должностным лицом самостоятельно и не может превышать один рабочий день.
При выявлении в ходе выездного обследования признаков административного правонарушения Должностное лицо направляет материалы выездного обследования в орган государственного земельного надзора с целью привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и выдает рекомендации по соблюдению обязательных требований либо объявляет предостережение.
35. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контроль-ных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся путем совершения должностным лицом и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий в порядке, установленном Федеральным законом № 248-ФЗ.
36. Случаями, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе в соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона № 248-ФЗ, представить в орган муниципального земельного контроля информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия являются:
нахождение на стационарном лечении в медицинском учреждении;
нахождение за пределами Российской Федерации;
административный арест;
избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
Кроме того, индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе предоставить в орган муниципального земельного контроля информацию о невозможности присутствия при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).
Информация лица должна содержать:
описание обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительность;
сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
При предоставлении указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится органом муниципального земельного контроля на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
37. Для фиксации должностным лицом и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств, за исключением случаев фиксации:
сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к государственной тайне;
объектов, территорий, которые законодательством Российской Федерации отнесены к режимным и особо важным объектам.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, время фиксации объекта. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками. Точки и направления фотографирования обозначаются на схеме объекта земельных отношений, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие. Фотографирование и видеозапись, используемые для фиксации доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, должны проводиться в условиях достаточной освещенности.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, инструментальных измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного (надзорного) действия, проводимого в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Инструментальные обследования в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий осуществляются должностными лицами путем проведения измерений (определений) горизонтальных длин сторон объектов земельных отношений с использованием информации, содержащейся в геоинформационной системе Администрации муниципального района.
Инструментальные обследования в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут осуществляться путем проведения геодезических измерений (определений) и (или) картографических измерений, выполняемых специалистами, имеющими допуск к работе на геодезическом оборудовании, в случае привлечения их для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий в ходе осуществления муниципального земельного контроля.
По результатам инструментального обследования должностным лицом или специалистом составляется протокол инструментального обследования.
38. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, установленном Федеральным законом № 248-ФЗ.
При этом оформление акта производится на месте за исключением случаев, если составление акта на месте невозможно по причине необходимости обработки результатов инструментального обследования с помощью специальных систем, справочно-информационных ресурсов, программ (геоинформационная система, публичная кадастровая карта и т.п.).
39. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано принять меры, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ, после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдает контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по форме.
40. Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен на срок не более шести месяцев на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений.
В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении нарушений, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения.
К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается должностным лицом органа муниципального земельного контроля в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в журнале регистрации ходатайств о продлении сроков исполнения предписания, по форме, утвержденной постановлением Администрации муниципального района.
По результатам рассмотрения ходатайства выносится решение:
о продлении срока исполнения предписания (в случае если нарушителем приняты все зависящие от него и предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации меры, необходимые для устранения выявленного нарушения;
об оставлении срока устранения нарушения без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него и предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации меры, необходимые для устранения выявленного нарушения; в данном решении указываются причины, послужившие основанием для отклонения ходатайства.
Решение по результатам рассмотрения ходатайства направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении либо выдается лично под роспись.
41.Должностными лицами осуществляется контроль за исполнением предписаний, иных принятых решений в рамках муниципального земельного контроля.
Исполнение решений органа муниципального земельного контроля в рамках осуществления муниципального земельного контроля осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 248-ФЗ.
42. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения местная администрация направляет информацию об этом в соответствующий государственный орган или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности; принимает меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принимает меры по обеспечению его исполнения.
Обжалование решений органа муниципального земельного контроля,
действий (бездействия) её должностных лиц
43. Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
44. Досудебный порядок подачи жалоб, установленный главой 9 Федерального закона № 248-ФЗ, при осуществлении муниципального земельного контроля не применяется.
Заключительные положения
45. Настоящее положение распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2024 года.
_____________________________
Приложение № 1
к Положению о муниципальном
земельном контроле
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
1. С учетом вероятности наступления и тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований объекты земельных отношений, используемые гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска.
2. К категории среднего риска относятся:
а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие
к ним земельные участки;
б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки).
3. К категории умеренного риска относятся земельные участки
со следующими видами разрешенного использования:
а) сельскохозяйственное использование (код 1.0);
б) объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2);
в) рынки (код 4.3);
г) магазины (код 4.4);
д) общественное питание (код 4.6);
е) гостиничное обслуживание (код 4.7);
ж) объекты дорожного сервиса (код 4.9.1);
л) пищевая промышленность (код 6.4);
н) строительная промышленность (код 6.6);
о) энергетика (код 6.7);
п) склады (код 6.9);
с) автомобильный транспорт (код 7.2);
т) ведение садоводства (код 13.2);
у) ведение огородничества (код 13.1);
ф) граничащие с земельными участками с видами разрешенного использования:
сельскохозяйственное использование (код 1.0);
ведение огородничества (код 13.1);
ведение садоводства (код 13.2).
4. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.