Наименование: | Постановление Администрации Шимского муниципального района от 08.04.2024 № 404 "О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе»" |
Дата: | 08.04.2024 |
Администрация Шимского
муниципального района
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08.04.2024 № 433
р.п. Шимск
О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение
прав потребителей в Шимском муниципальном районе»
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ Шимского муниципального района, их формирования и реализации, утверждённого постановлением Администрации Шимского муниципального района от 02.03.2017 №184 Администрация Шимского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в муниципальную программу «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе», утверждённую постановлением Администрации Шимского муниципального района от 21.11.2022 № 1358 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе» (далее Программа), изложив её в новой прилагаемой редакции.
2.Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Администрации Шимского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (шимский.рф).
Заместитель
Главы администрации О.В. Архипкова
Утверждена
постановлением Администрации
Шимского муниципального района
От 08.04.2024 №433
Утверждена
постановлением Администрации
Шимского муниципального района
От 21.11.2022 №1358
Муниципальная программа Шимского муниципального района
«Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе»
ПАСПОРТ
муниципальной программы
1. Наименование муниципальной программы:
Муниципальная программа «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе» (далее муниципальная программа).
2. Ответственный исполнитель муниципальной программы:
Отдел экономики Администрации Шимского муниципального района (далее отдел).
3. Соисполнители муниципальной программы:
комитет жилищно-коммунального, городского хозяйства и жизнеобеспечения Администрации муниципального района (далее комитет ЖКХ);
комитет образования Администрации муниципального района (далее комитет образования);
отдел культуры и архивного дела Администрации муниципального района (далее отдел культуры);
управление строительства, дорожной деятельности и транспорта Администрации муниципального района (далее управление строительства);
отдел сельского хозяйства и продовольствия Администрации муниципального района (далее отдел сельского хозяйства);
4. Подпрограммы муниципальной программы: в составе муниципальной программы подпрограмм не имеется.
5. Цели, задачи и целевые показатели муниципальной программы:
№ п/п |
Цели, задачи муниципальной программы, наименование и единица измерения целевого показателя * |
Значения целевого показателя по годам |
|||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. | Цель — развитие системы обеспечения прав потребителей в Шимском муниципальном районе, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты | ||||||
1.1 |
Задача 1: повышение уровня правовой и финансовой грамотности, формирование у населения навыков рационального потребительского поведения, создание эффективной системы оперативного обмена информацией в области защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг. |
||||||
1.1.1. | Количество мероприятий, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, проведенных для потребителей и хозяйствующих субъектов, ед. |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
|
1.1.2. | Количество информаций и других материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» направленных на повышение потребительской грамотности, в том числе: распространение брошюр, плакатов, пособий и других материалов по вопросам защиты прав потребителей, ед. |
22 |
58 |
58 |
58 |
58 |
|
1.1.3. | Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в области защиты прав потребителей, чел. |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
1.2. |
Задача 2: повышение доступности правовой и консультационной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий граждан, содействие в досудебном урегулировании споров в области защиты прав потребителей |
||||||
1.2.1. | Количество консультаций в области защиты прав потребителей, ед. |
879 |
2040 |
115 |
115 |
115 |
|
1.2.2. | Количество выявленных нарушений (по обращениям) |
250 |
638 |
250 |
250 |
250 |
|
1.2.3. | Помощь в составлении претензий, исковых заявлений, ед. |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6. Сроки реализации муниципальной программы: 2022 – 2026 годы
7. Объемы и источники финансирования муниципальной программы в целом и по годам реализации (тыс. руб.):
Год |
Источники финансирования |
||||
Областной бюджет |
Федеральный бюджет |
Бюджет муниципального района |
Внебюджетные средства |
всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2022 |
— |
— |
— |
— |
— |
2023 |
— |
— |
— |
— |
— |
2024 |
— |
— |
— |
— |
— |
2025 |
— |
— |
— |
— |
— |
2026 |
— |
— |
— |
— |
— |
ВСЕГО |
— |
— |
— |
— |
— |
8. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы:
повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты;
повышение правовой и финансовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно — просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями).
I. Общая характеристика текущего состояния социально-экономического развития муниципального района в сфере реализации муниципальной программы
Для повышения эффективности защиты прав потребителей необходим переход на новый уровень защиты прав, для чего необходимы новые организационные подходы, объединение усилий всех структур, оказывающих влияние на эту сферу общественных отношений.
Появление новых методов продажи товаров посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристских услуг и другие новшества не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года № 2958-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее Стратегия). К 2030 году все российские школьники и студенты колледжей должны получать базовые знания по финансовой грамотности — таков один из главных целевых показателей Стратегии.
Обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи – одна из важнейших социальных задач государства. В целях ее реализации 21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 324-ФЗ). Он направлен на создание условий для получения бесплатной юридической помощи малоимущими и иными социально-незащищенными категориями граждан. Реализация государственной политики в сфере оказания бесплатной юридической помощи относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 12 Федерального закона № 324-ФЗ). Координация работы по реализации Федерального закона № 324-ФЗ возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство юстиции Российской Федерации.
Определить наиболее неблагоприятные сферы деятельности на потребительском рынке Шимского муниципального района с высоким процентом нарушений прав потребителей позволяет работа с письменными и устными обращениями. Обращения граждан, их количество и направленность свидетельствуют о состоянии и эффективности принимаемых со стороны надзорного органа мер по улучшению обстановки на потребительском рынке.
Структура обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли и оказания услуг в 2022-2023 годах по Шимскому муниципальному району представлена в таблице.
Таблица
№ п/п |
Вид деятельности |
Количество рассмотренных обращений |
|
2022 год |
2023 год |
||
1. |
Торговля пищевыми продуктами |
5 |
12 |
2. |
Торговля непродовольственными товарами |
34 |
72 |
3. |
Общественное питание |
0 |
0 |
4. |
Ремонт бытовых изделий |
0 |
0 |
5. |
Транспортные услуги |
3 |
79 |
6. |
Услуги связи |
6 |
30 |
7. |
Жилищно-коммунальные услуги |
80 |
179 |
8. |
Риэлторские услуги |
0 |
0 |
9. |
Туристские услуги |
0 |
0 |
10. |
Финансовые услуги |
9 |
0 |
11. |
Долевое строительство |
0 |
0 |
12. |
Медицинские услуги |
11 |
0 |
13. |
Образовательные услуги |
0 |
0 |
14. |
Прочие виды деятельности |
733 |
1701 |
Всего: |
881 |
2073 |
Правовой основой обеспечения прав потребителей в Российской Федерации являются Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1), Стратегия. Наиболее эффективным инструментом предотвращения нарушений прав потребителей на потребительском рынке должна стать не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика. Необходимо повышение активности гражданского общества в решении указанных проблем. Одной из причин многочисленных нарушений прав потребителей является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В связи с этим средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей.
В настоящее время изготовители и продавцы товаров и услуг пытаются достигнуть рыночного преимущества, в основном не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров и услуг, применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции. С учетом снижения административных барьеров риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким. Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо организовать работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг).
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
С учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно — целевой подход. Реализация мероприятий муниципальной программы «Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе», позволит повысить социальную защищённость граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей Шимского муниципального района. Муниципальная программа направлена на создание условий для эффективной защиты прав потребителей и снижение социальной напряжённости на потребительском рынке.
В муниципальной программе определены задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их реализации, спрогнозированы результаты и влияние мероприятий муниципальной программы на дальнейшее положение потребителей. Решение актуальных задач защиты прав потребителей должно осуществляться в рамках муниципальной программы совместными действиями органов власти и организаций по защите прав потребителей. Органы местного самоуправления играют важную роль в системе защиты прав потребителей.
Законодательство предоставляет органам местного самоуправления право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении на основании жалобы потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления Новгородской области вправе согласно статье 44 Закона № 2300-1 извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Также органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). При этом Закон № 2300-1 определяет, что при удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50,0 % от суммы, присужденной судом, в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей или органы местного самоуправления, 50,0 % суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям или органам. Защита нарушенных прав потребителей наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан.
II. Перечень и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
Применение программного метода сопряжено с возможными рисками в достижении планируемых результатов вследствие неблагоприятных внешних и внутренних факторов. В целях управления данными рисками в ходе реализации муниципальной программы предусмотрено проведение мониторинга её выполнения.
III. Механизм управления реализацией муниципальной программы
Реализация Программы направлена на повышение эффективности системы защиты прав потребителей в Шимском муниципальном районе. Оценку соотношения эффективности муниципальной программы с приоритетами, целями и показателями прогноза социально-экономического развития муниципального района и контроль за реализацией муниципальной программы осуществляет заместитель Главы Администрации Шимского муниципального района, курирующий отдел экономики Администрации Шимского муниципального района.
Отдел осуществляет:
-непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий муниципальной программы;
-координацию выполнения мероприятий муниципальной программы;
-обеспечение эффективности реализации муниципальной программы, целевого использования средств;
-подготовку при необходимости предложений по уточнению мероприятий муниципальной программы, объёмов финансирования, механизма реализации муниципальной программы, целевых показателей для оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Для обеспечения реализации муниципальной программы соисполнители муниципальной программы предоставляют в отдел отчёты о выполнении мероприятий муниципальной программы до 10 июля текущего года и до 15 февраля года, следующего за отчётным.
Отдел до 20 июля текущего года и до 01 марта года, следующего за отчётным, готовит полугодовой и годовой отчёты о ходе реализации муниципальной программы, по форме согласно приложения №5 к Порядку принятия решений о разработке муниципальных программ Шимского муниципального района, их формирования и реализации, утверждённого постановлением Администрации муниципального района №184 от 02.03.2017 года, обеспечивает их согласование с комитетом финансов Администрации Шимского муниципального района, первым заместителем Главы администрации муниципального района, заместителями Главы администрации муниципального района, осуществляющим координацию деятельности ответственного исполнителя в соответствии с распределением обязанностей между Главой Шимского муниципального района, первым заместителем Главы Шимского муниципального района, заместителями Главы администрации Шимского муниципального района и управляющим делами Администрации Шимского муниципального района Отдел экономики Администрации муниципального района осуществляет общий мониторинг хода реализации муниципальной программы.
Результаты мониторинга и оценки выполнения целевых показателей ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчётным, докладывает Главе муниципального района.
IV. Мероприятия муниципальной программы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок реализации |
Целевой показатель (номер целевого показатели из паспорта муниципальной программы) |
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам (тыс.руб.) |
||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||||
1. Задача — повышение уровня правовой и финансовой грамотности, формирование у населения навыков рационального потребительского поведения, создание эффективной системы оперативного обмена информацией в области защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг. | ||||||||||||||
1.1 |
Организация проведения «круглых столов», семинаров и других мероприятий, направленных на просвещение и защиту прав потребителей в Шимском муниципальном районе |
отдел |
2022-2026 годы (не реже 1 раза в год) |
1.1.1. 1.1.3. |
бюджет муниципального района |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
1.2 |
Участие в организации проведении праздничных мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, Всемирному дню качества |
отдел, комитет образования |
2022-2026 годы (ежегодно до 31 декабря текущего года) |
1.1.1. 1.1.2. 1.1.3 |
бюджет муниципального района |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
1.3 |
Привлечение образовательных организаций к участию в мероприятиях, направленных на повышение уровня правовой и финансовой грамотности школьников |
отдел, комитет образования |
2022-2026 годы |
1.1.1. 1.1.3. |
бюджет муниципального района |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
1.4 |
Размещение информаций и других материалов на официальном сайте Администрации Шимского муниципального района (шимский.рф) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»о правах потребителей, типичных нарушениях их прав на потребительском рынке, о работе «горячих линий», в том числе: распространение брошюр, плакатов, пособий и других материалов по вопросам защиты прав потребителей |
отдел |
2022-2026 годы (ежемесячно по мере поступления) |
1.1.2. |
бюджет муниципального района |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
1.5 |
Оказание содействия в установке информационных терминалов по вопросам защиты прав потребителей для населения (в том числе в помещениях органов местного самоуправления, в торговых объектах, транспортной инфраструктуры, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг) |
отдел |
2022-2026 годы |
1.1.1. |
бюджет муниципального района |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
1.6 |
Проработка вопроса по созданию единого интернет -ресурса Новгородской области «Защита прав потребителей», специальных разделов «Защита прав потребителей» на официальных сайте Администрации Шимского муниципального района по защите прав потребителей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусматривающих формы обратной связи (в том числе в форме виртуальных приемных, интернет -форумов) |
отдел |
2022-2026 годы |
1.1.1. 1.1.2. |
бюджет муниципального района |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
2. Задача — повышение доступности правовой и консультационной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий граждан, содействие в досудебном урегулировании споров в области защиты прав потребителей |
||||||||||||||
2.1 | Организация правовой помощи гражданам в сфере защиты прав потребителей |
отдел |
2022-2026 годы (по мере поступления обращений) |
1.2.1. 1.2.3. |
бюджет муниципального района |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
2.2 | Взаимодействие с хозяйствующими субъектами, нарушающими права потребителей, разъяснение им действующего законодательства и наступающей ответственности с целью досудебного урегулирования споров |
отдел |
2022-2026 годы (по мере поступления обращений) |
1.2.2. |
бюджет муниципального района |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
2.3 | Организация и проведение консультирования населения Шимского муниципального района, в первую очередь наиболее уязвимых категорий граждан, по вопросам защиты прав потребителей |
отдел, комитет образования |
2022-2026 годы |
1.1.1. 1.1.2. 1.2.1. |
бюджет муниципального района |
— |
— |
— |
— |
— |
V. ПОРЯДОК
расчёта значений целевых показателей муниципальной программы или источники получения информации
«Обеспечение прав потребителей в Шимском муниципальном районе»
(наименование муниципальной программы)
№ целевого показателя в паспорте муниципальной программы |
Наименование целевого показателя, единица измерения |
Порядок расчёта значения целевого показателя |
Источник получения информации, необходимой для расчёта целевого показателя |
1.1.1. |
Количество мероприятий, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, проведённых для потребителей и хозяйствующих субъектов |
Исходя их фактически проведённых мероприятий |
Отдел экономики Администрации Шимского муниципального района |
1.1.2. |
Количество информаций и других материалов размещённых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направленных на повышение потребительской грамотности, в том числе: распространение брошюр, плакатов, пособий и других материалов по вопросам защиты прав потребителей |
Исходя из фактических информаций и других материалов, размещённых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» |
Отдел экономики Администрации Шимского муниципального района, Роспотребнадзор |
1.1.3. |
Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов),принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в области защиты прав потребителей |
Исходя из фактического принявших участие в мероприятиях |
Отдел экономики Администрации Шимского муниципального района |
1.2.1. |
Количество консультаций в области защиты прав потребителей |
Исходя из фактических обращений граждан |
Ежеквартальный отчёт: отдел экономики, |
1.2.2. |
Количество выявленных нарушений (по обращениям) |
Исходя из фактических обращений граждан |
Ежеквартальный отчёт: отдел экономики, |
1.2.3. |
Помощь в составлении претензий. исковых заявлений |
Исходя из фактических обращений граждан |
Ежеквартальный отчёт: отдел экономики, |