Наименование: | Аналитическая справка по результатам оценки эффективности налоговых расходов (налоговых льгот и пониженных ставок по налогам), предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления поселений Шимского муниципального района в 2022 году |
Дата: | 08.07.2024 |
Аналитическая справка
по результатам оценки эффективности налоговых расходов (налоговых льгот и пониженных ставок по налогам), предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления поселений Шимского муниципального района в 2022 году.
Оценка эффективности налоговых расходов за 2022 год проведена кураторами налоговых расходов в соответствии с основными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», утвержденными методиками оценки эффективности налоговых расходов поселений. Оценка проведена в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, сокращения потерь консолидированного бюджета Шимского муниципального района.
В соответствии с действующим законодательством поселениями района сформированы перечни налоговых расходов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, кураторами налоговых расходов проведена оценка их эффективности в 2022 году.
Исходные данные о категориях налогоплательщиков, суммах выпадающих доходов, количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами доведены Управлением Федеральной налоговой службы по Новгородской области. Также использовались данные налоговой отчетности о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам по получателям льгот (форма 5-МН).
Налоговые расходы, установленные представительными органами местного самоуправления поселений, подразделяются на 2 типа в зависимости от целевой категории:
1) социальная — поддержка отдельных категорий граждан;
2) техническая (финансовая) — устранение/уменьшение встречных финансовых потоков.
Стимулирующие налоговые расходы в 2022году отсутствуют.
Проанализировав действующие на территориях поселений Шимского муниципального района налоговые расходы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, установлено следующее:
За 2022 год объем налоговых расходов (выпадающих доходов из консолидированного бюджета района в связи с применением налоговых льгот), предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления поселений муниципального района составил 1029,1тыс.рублей, в том числе:
— по земельному налогу с организаций- 1019,0тыс.рублей;
— по земельному налогу с физических лиц- 10,1тыс.рублей;
— по налогу на имущество физических лиц- 0,0тыс.рублей.
Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налогового органа, которым предоставлены налоговые льготы по земельному налогу:
— юридические лица – 6 ед.;
— физические лица – 25 ед.
Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, которым предоставлены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц- 0 ед.
Оценка эффективности налоговых расходов включает в себя:
-оценку целесообразности налоговых расходов; -оценку результативности налоговых расходов.
Оценка целесообразности налоговых расходов проводилась по следующим критериям:
— Соответствие целям муниципальных программ и (или) целям Стратегии социально-экономического развития Шимского муниципального района до 2027 года, утвержденной Решением Думы муниципального района от 29.10.2020 №9 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Шимского муниципального района до 2027 года», далее- Стратегия муниципального района;
— Востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот.
Оценка результативности налоговых расходов проводилась по следующим критериям:
-Оценка вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей Стратегии муниципального района;
-Оценка бюджетной эффективности.
Сводный перечень налоговых расходов за 2022год.
№ п/п | Наименование налоговой льготы, освобождения, преференции (содержание налогового расхода) | Наименование налога, по которому предусматри- вается налоговая льгота, освобождение, преференция (налоговый расход) | Нормативные правовые акты, устанавливающие налоговую льготу, освобождение, иные преференции (статья, часть, пункт, подпункт) | Целевая категория | Количество налогоплат ельщиков, воспользов авшихся льготами, (ед.) | Сумма выпадающих доходов консолидируемого бюджета района, тыс руб |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Физические лица — участники, ветераны, труженики тыла и инвалиды Великой отечественной войны, бывшие узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Второй мировой войны | Земельный налог с физических лиц | Решение Совета депутатов Шимского городского поселения от 29.10.2020 №7,п.3;
Решение Совета депутатов Медведского сельского поселения от 30.10.2020 №13, п.4; Решение Совета депутатов Подгощского сельского поселения от 29.09.2020 №5,п.4; Решение Совета депутатов Уторгошского сельского поселения от 09.10.2020 №7,п.4 |
Социальная | 25 | 10,1 |
2. | ОМСУ, финансируемые за счёт средств бюджетов муниципальных образований | Земельный налог с организаций | Решение Совета депутатов Шимского городского поселения от 29.10.2020 №7,п.3;
Решение Совета депутатов Медведского сельского поселения от 30.10.2020 №13, п.4; Решение Совета депутатов Подгощского сельского поселения от 29.09.2020 №5,п.4; Решение Совета депутатов Уторгошского сельского поселения от 09.10.2020 №7, п.4 |
Техническая (финансовая) | 5 | 1019,0 |
3. | На вновь построенные жилые объекты, возведённые собственными силами физическим лицом, на срок два года с момента введения объекта в эксплуатацию | Налог на имущество физических лиц | Решение Совета депутатов Шимского городского поселения от 29.10.2020 №6,п4;
Решение Совета депутатов Подгощского сельского поселения от 29.09.2020 №6, п.4 |
Социальная | 0 | 0 |
Итого: | 30 | 1029,1 |
Оценка эффективности применения налоговых расходов.
1.Оценка целесообразности налоговых расходов.
1.1.Оценка целесообразности социальных налоговых расходов.
Цели предоставления налоговых расходов (земельный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц):
-освобождение от уплаты налога с целью обеспечения социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан, повышение уровня благосостояния и качества жизни жителей Шимского муниципального района.
-полное освобождение от уплаты налога с целью создания условий для развития институтов гражданского общества и реализации гражданских инициатив.
Указанные цели носят социальный характер, направленный на поддержку населения. Налоговые расходы оказывают прямое влияние на реализацию мероприятий, направленных на достижение целей и поставленных социальных задач в Стратегии муниципального района, и могут быть признаны соответствующими целям социально-экономического развития района.
Оценка востребованности налогового расхода (земельный налог с физических лиц) определяется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы за 5-летний период.
Наименование | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, (ед.) | 6 | 47 | 36 | 28 | 25 |
Общая численность плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, (ед.) | 3213 | 3325 | 3946 | 4150 | 4039 |
Востребованность,% | 0,19 | 1,41 | 0,91 | 0,67 | 0,62 |
Показатель востребованности равен 0,76
Таким образом, налоговые льготы по земельному налогу, установленные нормативными правовыми актами представительных органов поселений в отношении физических лиц соответствуют целям и задачам для обеспечения социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан и являются востребованными.
Оценка востребованности налогового расхода (налог на имущество физических лиц в Шимском и Подгощском поселениях) определяется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы за 5-летний период.
Наименование | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, (ед.) | 4 | 4 | 0 | 1 | 0 |
Общая численность плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы,(ед.) | 1103 | 1203 | 1419 | 1481 | 1512 |
Востребованность,% | 0,36 | 0,33 | 0 | 0,07 | 0 |
Показатель востребованности Д= равен 0,13.
Таким образом, налоговые расходы по налогу на имущество физических лиц, установленные нормативными правовыми актами представительных органов Шимского городского и Подгощского сельского поселений не каждый год востребованы, но имеет большое социальное значение, оказывают прямое влияние на достижение целей Стратегии муниципального района, направленных на социальную защиту (поддержку) граждан и в целом являются востребованными. В связи с целесообразностью применения ее в качестве меры дополнительной финансовой поддержки населения льгота должна быть сохранена.
По критериям целесообразности налоговые расходы социальной целевой категории являются соответствующими целям Стратегии муниципального района и являются востребованными.
Социальные налоговые расходы по земельному налогу и налогу на имущество эффективны.
1.2.Оценка целесообразности технических (финансовых) налоговых расходов.
Цель предоставления налогового расхода — исключение встречных финансовых потоков, оптимизация бюджетных расходов.
Цели налоговых расходов направлены на реализацию мероприятий по достижению целей и задач повышения эффективности, качества управления муниципальными финансами муниципальных программ и могут быть признаны соответствующим целям Стратегии муниципального района.
Оценка востребованности плательщиками предоставленного налогового расхода характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на применение налоговых расходов, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы за 5-летний период.
Наименование | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, (ед.) | 4 | 4 | 7 | 5 | 6 |
Общая численность плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы,(ед.) | 13 | 14 | 15 | 11 | 11 |
Востребованность,% | 30,8 | 28,6 | 46,7 | 45,4 | 54,5 |
Показатель — Доля налогоплательщиков равен 40,6
Поскольку вышеуказанные налоговые расходы оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие Шимского муниципального района, способствуют устранению встречных финансовых потоков средств местных бюджетов, повышению эффективности и прозрачности использования бюджетных расходов, их действие в 2022 году признано эффективным. Данная льгота является востребованной.
По результатам оценки целесообразности социальные и технические (финансовые) налоговые расходы признаны эффективными.
2.Оценка результативности налоговых расходов
2.1.Оценка результативности социальных налоговых расходов.
2.1. Оценка вклада налоговой льготы.
Критерием результативности налогового расхода, в соответствии с целями и задачами Стратегии муниципального района, направленными на снижение налогового бремени населения, роста уровня и качества жизни граждан, является показатель повышения уровня доходов социально незащищенных и льготных категорий населения.
В Стратегии муниципального района не определен показатель (индикатор) достижения целей социально-экономического развития в связи с предоставлением налоговых расходов для плательщиков налогов (далее – показатель (индикатор), которому соответствует налоговый расход. За показатель (индикатор) определено освобождение от налогообложения.
За освобождение от налогообложения в количественном выражении считается сумма предоставленного налогового расхода. На данную сумму уменьшилась налоговая нагрузка для получателей налогового расхода.
В результате применения налоговой льготы по земельному налогу физических лиц и налогу на имущество одним физическим лицом, относящимся к социально значимым и льготным категориям населения, получен дополнительный доход в среднем:
Наименование | Земельный налог физических лиц | Налог на имущество физических лиц | ||
2021 | 2022 | 2021 | 2022 | |
Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, (ед.) | 28 | 25 | 1 | 0 |
Объем выпадающих доходов,(тыс.руб) | 11,5 | 10,1 | 0,7 | 0 |
Показатель,(тыс.руб) | 0,4 | 0,4 | 0,7 | 0 |
Оценка вклада налоговых расходов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в изменение показателя достижения целей Стратегии муниципального района за 2022год равна 0 и не принимает отрицательных значений. Указанные налоговые расходы не носят экономического характера и не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей Стратегии муниципального района посредством повышения доходов населения, что свидетельствует о его положительной результативности. Применение иных механизмов достижения целей Стратегии муниципального района будут более затратными и экономически не выгодными.
2.2. В целях оценки бюджетной эффективности налогового расхода применен сравнительный анализ результативности предоставления налоговых льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей Стратегии муниципального района.
В качестве альтернативных механизмов учитывались предоставление гражданам субсидий или иных форм непосредственной финансовой поддержки по уплате налога за счет средств бюджетов поселений. Но эти альтернативные методы являются более затратными и экономически не выгодными (затраты по оформлению и выплате субсидий и т.д.).
Следовательно, за освобождение от налогообложения в количественном выражении принята сумма предоставленных налоговых расходов. На данную сумму уменьшилась налоговая нагрузка на получателей налогового расхода. Сравнительный анализ показывает, что существующий механизм предоставления льготного налогообложения на сегодняшний день считается более эффективным и менее затратным для бюджетов поселений района.
Другие более результативные альтернативные механизмы достижения цели не выявлены и не предусмотрены муниципальными правовыми актами поселений Шимского муниципального района.
Значение показателя (индикатора) соответствия социальных налоговых расходов целям социально-экономической политики по методике установлен «Да».
2.2.Оценка результативности технических (финансовых) налоговых расходов. Оценка вклада не проводилась в отношении технических (финансовых) расходов согласно утвержденным Методикам.
В отношении технических (финансовых) налоговых расходов оценка проводилась путем определения бюджетной эффективности и рассчитывался коэффициент бюджетной эффективности.
В связи с тем, что предоставление налоговых льгот по земельному налогу для органов местного самоуправления является более результативным, (менее затратный для местных бюджетов), альтернативные механизмы достижения целей муниципальных программ отсутствуют, коэффициент бюджетной эффективности (Кэф) рассчитывался по формуле: Кэф = СР / СД, где:
Кэф- коэффициент бюджетной эффективности технических(финансовых) налоговых расходов;
СР — снижение расходов в результате применения налоговых расходов;
СД — снижение доходов бюджета в результате применения налоговых расходов.
Кэф =1019,0/1019,0=1
Льгота признается эффективной, если коэффициент больше или равен единице.
Исходя из оценки бюджетной эффективности технических (финансовых) налоговых расходов налоговые расходы признаны эффективными.
По критериям результативности налоговые расходы социальной целевой и технической (финансовой) категорий являются соответствующими целям Стратегии муниципального района и являются востребованными.
Выводы.
По итогам оценки эффективности налоговых расходов по критериям целесообразности и результативности установлено следующее.
Социальные налоговые расходы являются целесообразными и результативными, направлены на поддержку отдельных категорий граждан, отвечают общественным интересам, оказывают прямое влияние на достижение целей Стратегии муниципального района года по повышению уровня и качества жизни граждан, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов на Стратегию.
Технические (финансовые) налоговые расходы являются целесообразными и результативными, способствуют исключению встречных финансовых потоков, оптимизации бюджетных расходов, не оказывают отрицательного влияния на экономическое развитие муниципального района, имеют положительную бюджетную эффективность.
Таким образом, социальные и технические (финансовые) налоговые расходы, установленные на территориях поселений Шимского муниципального района признаны в 2022году эффективными и не требуют отмены с 1 января 2025 года.