О защите прав потребителей в сфере продажи товаров через интернет в 2017 году

Наименование:О защите прав потребителей в сфере продажи товаров через интернет в 2017 году
Дата:01.03.2018

Обеспечение эффективности осуществления федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований при осуществлении своей деятельности, приоритетно в сфере розничной продажи товаров (продукции), в том числе через сеть Интернет являлось одним из направлений деятельности Управления.

Управлением в области защиты прав потребителей в сфере розничной торговли проведено 576 проверок, из них 30 плановых и 546-внеплановых проверок. Всего выявлено 1187 нарушений норм законодательства о защите прав потребителей, из них 48% нарушений связано с не доведением до потребителей установленной информации об изготовителе (импортере, продавце и о реализуемых товарах. Продукция реализовывалась без информации на маркировке товара о наименовании изготовителя, местонахождении изготовителя, импортера, о дате изготовления, отсутствовал единый знак обращения на рынке – членов Государств Таможенного союза; без товарно-сопроводительной документации и др. нарушения. Всего за 2017 год забраковано и изъято из оборота  в предприятиях розничной торговли более 24 тыс. единиц товаров, что в 6,5 раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на общую сумму более 11 млн. рублей, что в 3,7 раза больше чем в 2016 году. В 8 раз больше забраковано изделий швейных, в 3,7 –обуви.

При проведении 8 плановых проверок в отношении продавцов, реализующих товары непродовольственной группы, было установлено, что предприятия, в том осуществляют  продажу товаров с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с нарушениями требований законодательства о защите прав потребителей.

В том числе 4 продавца размещали на сайтах условия публичной оферты,  ущемляющие права потребителей, а именно занижали сроки, установленные законодательством для обмена или возврата денежных средств за товар ненадлежащего качества (в соответствии с законодательством потребитель может предъявить требования в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока, а если он не установлен или истек в течение 2-х лет с момента продажи, продавцы  на сайте указывали только 30 дней); ограничивали право выбора потребителя на обмен товара надлежащего качества; условия, которые предусматривали отказ в возврате стоимости доставки, а также  стоимость обратной пересылки товара и др. условия.

Кроме того, в 5 предприятиях были установлены нарушения в части не доведения до потребителей при продаже товаров на сайте компаний о месте изготовления товара.

В Управление в течение 2017 года поступило 18 жалоб на продажу товаров через Интернет-магазины. Которые в основном содержали претензии к продавцам, в части получения товара, который не соответствует договору, а также об оплате товара, который не был доставлен и др. По обращениям применялись административные меры, всем потребителям разъяснялись их права, в том числе давались рекомендации при обращении к продавцу, а также в судебные органы при неудовлетворении претензий в добровольном порядке. В судебном порядке Управлением было  дано 2  заключения в целях защиты прав потребителей, по результатам рассмотрения судебных дел гражданам присуждено 53,2 тыс. рублей, в том числе 5,5 тыс. рублей в счет компенсации морального вреда.

Кроме того, в 2017 году Управлением подано 6 заявлений в о признании запрещенной к распространению информации в интернете о продаже дистанционным способом алкогольной продукции,  судом рассмотрено 6 заявлений, которые были удовлетворены в полном объеме. По решению суда данные сайты  признаны содержащими информацию, запрещенную к распространению, и подлежащими закрытию.

При возникновении вопросов, связанных с нарушениями прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом (через интернет-магазины),  обращаться в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул.  Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117, а также в Центр консультирования и информирования потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38.