Постановление Администрации Шимского муниципального района от 13.02.2019 №132 «О внесении изменений в бюджетный прогноз Шимского муниципального района на период до 2022 года»

Наименование:Постановление Администрации Шимского муниципального района от 13.02.2019 №132 "О внесении изменений в бюджетный прогноз Шимского муниципального района на период до 2022 года"
Дата:13.02.2019
Тип документа:Изменяющий
Статус действия:Действующий

Администрация Шимского муниципального района

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13.02.2019 № 132

р.п. Шимск

О внесении изменений в бюджетный прогноз Шимского муниципального района на период до 2022 года

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы Шимского муниципального района от 25.09.2015 № 442 «О мерах по реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» на территории Шимского муниципального района», постановлением Администрации муниципального района от 20.10.2015 № 774 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Шимского муниципального района на долгосрочный период» Администрация муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Внести изменения в бюджетный прогноз Шимского муниципального района на период до 2022 года, утвержденного постановлением Администрации Шимского муниципального района от 13.02.2018 № 157 утвердив в новой прилагаемой редакции.
  2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (шимский.рф).
  3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

 

Первый заместитель

Главы администрации

муниципального района   А.Ю. Шишкин

 

 

 

 

 

 

  УТВЕРЖДЕН

постановлением Администрации

муниципального района

от 13.02.2019 № 132

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ

ШИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НА ПЕРИОД ДО 2022 ГОДА

 

Бюджетный прогноз Шимского муниципального района на период до 2022 года (далее — бюджетный прогноз) разработан на основе отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Шимского муниципального района на период до 2022 года с учетом основных направлений бюджетной, налоговой политики муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и долговой политики муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Целью долгосрочного бюджетного планирования в муниципальном районе является обеспечение предсказуемости динамики доходов и расходов консолидированного бюджета муниципального района, что позволяет оценивать долгосрочные тенденции изменений объема доходов и расходов, а также вырабатывать на их основе соответствующие меры, направленные на повышение устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы муниципального района.

Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения муниципального района.

  1. Основные итоги социально-экономического развития муниципального района и итоги исполнения консолидированного бюджета муниципального района и бюджета муниципального района

Объем валового регионального продукта (ВРП) района (в действующих ценах) по оценке в 2018 году составил 1,1 млрд.рублей, по сравнению с 2015 годом увеличился на 7,3% (по области – на 5,1%).

Доля района в ВРП области по сравнению с 2015 годом не изменилась и                         составила 0,5%, 15 место.

Среднемесячная заработная плата

работников по крупным и средним организациям в январе-ноябре 2018 года составила 30993,20  рубля, что на 10,6% ниже среднеобластного уровня (по области – 34666,0 рублей). Рост среднемесячной заработной платы к январю-ноябрю 2017 года – 110,0% (в среднем по области – 108,0%). По уровню заработной платы в 2017 году по данным Новгородстата район занимает 12 место в области, по темпу роста – 20 место;

в организациях, занимающихся обеспечением электроэнергией, газом и паром за январь-ноябрь 2018 года составила 25435,5 рублей, 103,5% к январю-ноябрю 2018 года;

в сфере розничной и оптовой торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов за январь-ноябрь 2018 года составила 25220,4 рублей, 98,6% к январю-ноябрю 2017 года;

в госуправлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении за 11 месяцев 2018 года составила 26849,9 рублей, 107,1% к аналогичному периоду 2017 года;

в сфере образования за январь-ноябрь 2018 года составила 25166,3 рублей, 108,0% к январю-ноябрю 2017 года;

в области здравоохранения и социальных услуг за январь-ноябрь 2018 года составила 26603,0 рубля, 115,5% к январю-ноябрю 2017 года.

По данным Новгородстата просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2018 года отсутствует.

Промышленность

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами, по обрабатывающим производствам (по крупным и средним предприятиям) в 2018 году – информация конфиденциальная.

Расчетная лесосека на 2018 год определена в объеме 267,7 тыс. кубометров древесины. Освоение расчетной лесосеки на 01.01.2019 составило 10,9%. На 01.01.2018 года данный показатель составлял 6,8%.

Инвестиции в основной капитал

В январе-сентябре 2018 года крупными и средними организациями района направлено инвестиций в основной капитал 71,69 млн.рублей). Индекс физического объема к уровню прошлого года составил 31,9%.

Инвестиции на душу населения за 9 месяцев 2018 года составили 6,3 тыс.рублей.

Строительство жилья

За 2018 год введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 5,582 тыс.кв.м), что на 40,9% больше, чем в 2017 году. Доля района в жилищном строительстве области составляет 2,1%.

За 2018 год на 1 жителя района введено 0,49 кв.м жилья, что на 11,1% больше, чем в среднем по области (область – 0,44 кв.м).

Жилищный фонд

По обеспеченности жильем на 1 января 2018 года район занимает 12 место – 35,6 м2 на одного жителя (по области – 31,2 м2).

Доля ветхого жилищного фонда в районе на 1 января 2018 года – 0,9%, 17 место (по области – 1,8%).

Сельское хозяйство

Посевная площадь в хозяйствах всех категорий под урожай 2017 года составила 10,171 тыс.га, 103,3 % к 2016 году (по области – 98,7 %), в т. ч. зерновые и зернобобовые – 1464 га, 70,2 % (по области – 59,0 %), картофель – 1274 га, 111,5 % (по области – 87,7 %), овощи – 284 га, 124,6 % (по области – 99,9 %).

Доля района в производстве сельскохозяйственной продукции в 2017 году составила:

в растениеводстве: зерна (в весе после доработки) – 11,6% (2,6 тыс.тонн, 44,0% к 2016 году, область – 44,3%); картофеля – 6,1% (13,1 тыс.тонн, 66,1%, область – 57,5%); овощей – 4,5% (3,8 тыс.тонн, 95,9%, область – 81,0%). Плановое задание по зерну выполнено на 57,8% (план – 4,5 тыс.тонн), картофелю – на 81,4% (план – 16,1 тыс.тонн), овощам – на 82,6% (план – 4,6 тыс.тонн);

в животноводстве: скота и птицы на убой (в живом весе) – 0,2% (249 тонн, 77,8% к 2016 году; область 101,2%); молока – 3,4% (2643 тонны, 91,2%, область – 94,9%); яиц – 0,4% (977 тыс.штук, 110,3%, область – 101,2%). Целевой показатель по производству мяса выполнен на 107,4% (план – 231,8 тонны), молока – на 100% (план – 2643 тонн), яиц – на 1000% (план – 977 тыс.штук).

В хозяйствах всех категорий поголовье КРС на 1 января 2018 года составило 1418 голов, 102,4% к 1 января 2017 года (по области – 94,6%), в т.ч. коров – 621 голова, 100,2% (по области – 92,7%). Поголовье свиней составило 455 голов, 100% (по области – 96,1%).

Надой молока на одну корову за 2017 год составил 3678 кг, 10 место, 83,0% к 2016 году (по области – 4486 кг, 98,4%).

По объему производства мяса район занимает 14 место, молока – 15 место, яиц – 14 место в области.

Торговля

Оборот розничной торговли за 2017 год составил 767,0 млн.рублей, индекс физического объема – 98,5% к 2016 году (по области – 100,1%).

Удельный вес оборота розничной торговли района составляет 0,7% от оборота области.

Товарооборот на душу населения – 66,9 тыс.рублей, 19 место (по области – 183,6 тыс.рублей).

В 2018 году обеспеченность населения района площадью торговых объектов составила 520,6 кв.метров на 1 тыс.жителей, что на 25,4 % больше нормативной (415 кв.метров).

Платные услуги

Объем платных услуг населению за 2017 год составил 119,2 млн. рублей. (97% к 2016 году в сопоставимых ценах (по области – 97,5%). Объем платных услуг населению в расчете на душу населения района составил 10,4 тыс.рублей (по области– 52,8 тыс.рублей), 97,8% к 2016 году (по области – 98,3%).

Крупными и средними организациями района оказываются коммунальные услуги (93,2% к 2016 году, область – 93,4%).

Малое предпринимательство

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в районе составляет 278 (по данным Новгородстата – 245 в расчете на 10 тыс. человек населения)

На областном уровне в отчетном году поддержка оказана 3 индивидуальным предпринимателям в виде предоставления льготных займов на сумму 7,5 млн.рублей.

Демография

В январе-ноябре 2018 года в районе родилось 85 детей, 85% к аналогичному периоду 2017 года (по области – 5444 детей, 94,4%). Доля района в общем числе родившихся в области составила 1,6%.

Коэффициент рождаемости в 2017 году составил 9,3 родившихся на 1000 человек населения, 11 место (по области – 10,3).

В январе-ноябре 2018 года умерло 175 человек, 86,7% (область – 95,7%). Доля района в общем числе умерших в области составила 1,9%. Коэффициент смертности в 2017 году составил 19,0 умерших на 1000 человек населения, 7-8 место (по области – 17,1).

Коэффициент естественной убыли составил 9,7 на 1000 человек населения, 8 место (по области – 6,8).

Общий коэффициент брачности в 2017 году составил 5,8 на 1000 человек населения (по области – 7,3). Общий коэффициент разводимости – 3,5 на 1000 человек населения (по области – 4,6)

Коэффициент миграционной убыли населения в 2017 году составил -7,5 (по области – -3,1), в 2016 году – коэффициент миграционного прироста 7,4 (по области – 0,6).

Уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2019 года – 0,83% к численности населения в трудоспособном возрасте.

Количество незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, составляет 45 человек, признано безработными – 115 человек. Численность безработных, которым назначено пособие по безработице – 36 человек. Социальные выплаты в минимальном размере получали 6 человек, в максимальном – 26 человек, выше максимального размера – 1 человек.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета муниципального района за 2018 год составили 126 920,7 тыс. рублей. По сравнению с уровнем 2017 года они уменьшились на 19 563,7 тыс. рублей, или на 15,4 %.

Расходы консолидированного бюджета муниципального района исполнены за 2018 год в сумме 313 071,3 тыс. рублей, или на 13,5 % выше, чем в 2017 году.

Консолидированный бюджет муниципального района в 2018 году исполнен с профицитом 4206,7 тыс. рублей.

Поступление собственных доходов бюджета муниципального района за 2018 год составило 102 243,2 тыс. рублей, что на 18 094,2 тыс. рублей, или на 21,5%, выше, чем в 2017 году.

Объем расходов бюджета муниципального района за 2018 год составил 286 411,4 тыс. рублей, или 97,4 % к уточненной сводной бюджетной росписи бюджета муниципального района.

Из общей суммы расходов бюджета муниципального района в 2018 году на реализацию муниципальных программ направлено 274 947,6 тыс. рублей, или 96,0 %.

Бюджет муниципального района в 2018 году исполнен с профицитом 4 187,6 тыс. рублей.

Муниципальный долг муниципального района по состоянию на 1 января 2019 года составил 5 430,0 тыс. рублей (5,3 % от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района за 2018 год). Из общего объема муниципального долга муниципального района задолженность по бюджетным кредитам составила 2 430,0 тыс. рублей (44,7 %), задолженность по кредитам, полученным от кредитных организаций, 3000,0 тыс. рублей (55,3 %).

  1. Текущие характеристики социально-экономического развития муниципального района, консолидированного бюджета муниципального района и бюджета муниципального района

Промышленность

Ведущей отраслью экономики муниципального района является промышленность. В районе производятся пиломатериалы, строительная облицовочная плитка, резиновая травмобезопасная плитка, мебель, изделия из минерального литья, сувенирная продукция. Осуществляется добыча и агломерация торфа, разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча карбонатных пород. На базе собственного сырья производится в районе льноволокно. Работают предприятия по производству хлебобулочных изделий, осуществляется добыча минеральной и столовой воды.

По итогам 2018 года темп роста промышленного производства района составил 102,1 % к уровню прошлого года, в том числе в обрабатывающих производствах  —  119,0 %, по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» — 146,3 %. Объем работ в энергетическом комплексе (производство теплоэнергии и горячей воды)  снизился на 5,9 %, по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений объемы сократились на 32,4%.

Всего объем производства промышленной продукции по району 2018 год (по данным предприятий) составил 230,6 млн. рублей. Доля предприятий с иностранным капиталом  в общем объеме промышленной продукции составляет 28,9 %.

Удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме промышленной продукции района  составил 20,9 %. Предприятиями произведено продукции на общую сумму  48,1 млн. рублей. По сравнению с 2017 годом увеличены объемы производства предприятиями по производству хлебобулочных изделий  (темп роста составил 157,7%), производству АБС (135,1%),  производству пиломатериалов (125,6%), в полиграфической промышленности (119,2%), производству ванн из минерального литья (104,8%). По остальным обрабатывающим производствам наблюдается спад.

На базе местных сырьевых ресурсов работают в районе предприятия по добыче полезных ископаемых. Их доля в общем объеме промышленного производства составила 33,9 %. За отчетный период добыто полезных ископаемых на общую сумму 78,2 млн. рублей, что 46,3 % больше, чем за 2017 год). Лицензии на  добычу полезных ископаемых  на территории  муниципального района имеют 10 организаций. Осуществляется добыча торфа, песка, ПГС, карбонатных пород. На территории района ведется также геологическое изучение (поиск и оценка) на новых месторождениях природных ископаемых. По состоянию на 01.01.2019 года на данный вид деятельности выдано 6 лицензий.

Предприятиями, занятыми производством и распределение теплоэнергии; водоснабжением; водоотведением, организацией сбора и утилизации отходов, деятельностью по ликвидации загрязнений,   отгружено продукции на сумму 104,4 млн. рублей (79,1 % к прошлому году).

В целях развития промышленной отрасли на территории района Администрацией муниципального района создаются условия для вложения инвестиций в обновление основных фондов и модернизацию имеющихся, создание новых производств. За 12 месяцев текущего года объем капиталовложений   предприятиями промышленности  составил 22,5 млн. рублей.

Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс муниципального района представлен 6 сельскохозяйственными организациями, льноперерабатывающим предприятием  ООО «Уторгошский льнозавод», 40 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 5063 личными подсобными хозяйствами.

Основной отраслью в сельском хозяйстве является животноводство. Поголовье крупного рогатого скота в районе на 1 января 2019 года составляет 1145 голов или 77,3 % к уровню 2017 года, в том числе  коров – 605 голов (90,6 %),  свиней -455 головы (66,4%), овец и коз – 1014 голов (82,2%).

Производство мяса (скот и птица на убой в живой массе) по району за  2018 год составило 216,4 тонны  или 83,5% к 2017 году. Уменьшение производства мяса (скот и птица на убой в живой массе) произошло в сельскохозяйственных организациях ООО «Прожектор». В 2018 году в хозяйстве не было откормочного поголовья скота, поэтому проводилась только плановая выбраковка скота. По производству скота и птицы  на убой (в живом весе)  в расчете на душу населения Шимский муниципальный район в рейтинговой оценке муниципальных районов занимает 12 место  по области.

За 2018 год хозяйствами  всех категорий  произведено 2305,7 т молока, что  на 19,8 % меньше, чем за прошлый год. Снижение объемов производства молока связано с сокращением надоев  молока в общественном секторе на 34,5 %. Вместе с тем, в расчете на душу населения в хозяйствах всех категорий  произведено 204,5 кг молока, это в 1,9 раза выше среднеобластного показателя.

Производство яиц  в отчетном периоде составило 982 тыс. штук (100,5 % к уровню 2017 года).

Важнейшей сельскохозяйственной отраслью в районе является растениеводство. В текущем году на зимне-стойловый период в хозяйствах всех категорий района заготовлено 8909 т. сена, 4200 т. сенажа, 4300 т. силоса. На 1 условную голову  в сельскохозяйственных организациях района заготовлено 38,5 ц.к.ед. (143 % к плану).

В уборочной страде участвовало 7 коллективных хозяйств и 26 фермерских хозяйств.  В 2018 году в районе убраны зерновые культуры на площади 1470 га (98 %), валовой  сбор (в первоначально оприходованном весе) составил 2326 т.

Картофель убран на площади 921,9 га, получено 19036,5 т картофеля. Урожайность картофеля составила 206 ц/га (134% к 2017 году).

Сельхозпроизводители занимаются также производством овощей, в районе выращивается морковь, свекла, капуста. В 2018 году убрано 327 га овощей, получено 8419,6 т продукции.

Лен вытереблен на всей площади (940 га), заготовлено 80,2 т льносемян.

Строительство

За 2018 года на территории района на строительство новых объектов выдано 87 разрешений и 101 градостроительный план.

План ввода жилья по Шимскому муниципальному району на 2018 год составляет 3000,0 кв. м, на 01.01.2019 ведено 60 индивидуальных жилых домов. Общая площадь введенного жилья составила   5582 кв. м, что на     40,8 % больше, чем за 2017 года. Ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения по району составил 491,3 кв.м., это занимает 3 место в области.

Инвестиции

Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности территории. В январе-сентябре 2018 года  объем инвестиций в основной капитал по Шимскому муниципальному району по крупным и средним предприятиям  (по данным Новгородстата) составили 71,69 млн. рублей. Индекс физического объема к уровню прошлого года составил 31,9 %.

В текущем году на территории завершена реализация инвестиционного проекта ООО «Новгородская картофельная система». Предприятием введено в действие картофелехранилище  с объемом хранения 16400 т, которое состоит из 7 камер навального хранения и 9 камер контейнерного хранения, 4 из которых оснащены холодильным  оборудованием. Хранение продукции полностью автоматизировано. Хранилище оснащено необходимой складской техникой и оборудованием для приемки, переработки, фасовки и отгрузки плодов и овощей. Стоимость инвестиционного проекта составила 406,836 млн. рублей. В результате реализации проекта в районе создано 37 рабочих мест.

По состоянию на 01.01.2019 в стадии реализации и прединвестиционной стадии имеется 10 проектов на общую сумму 634,8345 млн. рублей.

В активной стадии реализации находится  инвестиционный проект «Развитие производственного комплекса ООО «Северная Поляна», увеличение объемов добычи и улучшение качества переработки торфа». Объем инвестиций  за 2018 года составил 17,923 млн. рублей.

ООО «Сташевское» приступило к реализации инвестиционного проекта «Строительство завода полного цикла по производству хлопьев из голозерного зерна». Под строительство выбран земельный участок площадью 2,5 га. Разработана дорожная карта проекта, которая предусматривает весь цикл мероприятий по его реализации. Разрабатывается проектно-сметная документация. Объем инвестиций, планируемый по проекту, составляет 410,76 млн. рублей. Освоено на 01.01.2019 — 102,882 млн. рулей.

Продолжается реализация инвестиционного подпроекта «Реставрация Ансамбля Путевого дворца: Путевой дворец; амбар каменный; ограда с воротами; усадебный парк; фруктовый сад» проекта Международного банка реконструкции и развития и Министерства культуры Российской Федерации «Сохранение и использование культурного наследия России». Целью проекта является сохранение памятника архитектуры начала XIX века и создание на его основе музейно-культурного центра развития культурного и рекреационного туризма на территории Шимского района — нового привлекательного объекта туристских программ Новгородской области. В рамках проекта запланировано проведение: реставрационных работ Путевого дворца, создание на базе объекта культурного наследия музейно-культурного центра, отражающего историю д. Коростынь (заключение мирного договора между Великим Новгородом и Москвой в 1471 году), экспозиции новгородской глиняной игрушки. Планируется благоустройство фруктового сада, усадебного парка, реконструкция автостоянки. Общий объем инвестиций по проекту составляет 116,0 млн. рублей. В течение 2018 года ООО «Лапин Энтерпрайз» вело реставрационные работы объекта. В настоящее время здание приобретает первоначальный вид, каким оно было задумано архитектором В.П. Стасовым.

На стадии реализации находится инвестиционный проект «Мобильный, плавающий цех для инкубации икры щуки и судака до стадии личинки в целях искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, расположенный в акватории озера Ильмень». Мобильный цех уже установлен. Производственные мощности размещены на плавающей платформе (типа понтон) с надстроенным одноэтажным помещением. На этой площади расположены 78 аппаратов Вейса, 16 приемных емкостей, насосная установка, место для изъятия икры для последующего оплодотворения и загрузки в аппараты Вейса. Проведено тестирование и наладка оборудования. Проводится работа по получению научных рекомендаций по зарыблению оз. Ильмень.

ООО «Ваш Дом» реализует инвестиционный проект по реконструкции производственного здания под столовую в р.п. Шимск. Осуществляется ремонт внутренних помещений, завершен ремонт кровли здания, производится отсыпка площадки под парковку автомобилей.  В текущем году освоено 5,0 млн. рублей.

В д. Любыни Якунин Д. А. реализует инвестиционный проект по организации мини-пекарни. Приобретено здание для организации производства, сделана перепланировка внутренних помещений, частично произведен ремонт внутренних помещений.

Завершаются проекты по строительству овощехранилищ крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Камолова П.А. и Акашкина А.И.

В прединвестиционной фазе находится проект ООО «МП Шимский водоканал» «Цех по производству бутилированной воды».

Разработан проект планировки и межевания территории для размещения линейного объекта: «Газопровод среднего давления  протяженностью 1 км 200 м в д. Бор Шимского муниципального района».

Прорабатывается вопрос реализации на территории района проекта по строительству и модернизации комплекса по выращиванию и переработке льна в ООО «Уторгошский льнозавод». Планируемый объем инвестиций – 400,0 млн. рублей.

Администрацией муниципального района в декабре 2018 года реализован инвестиционный проект по строительству подъездной дороги к картофелехранилищу  ООО «Новгородская картофельная система» вблизи д. Мшага Ямская. Стоимость проекта 14,761 млн. рублей. Инвестиционных затрат произведено на сумму 14367,15 тыс. руб.

В связи с обращением инвесторов с намерениями  реализации на территории муниципального района масштабных инвестиционных проектов, Администрацией Шимского муниципального района утверждены «Правила заключения специального инвестиционного контракта» с инвесторами.

Все инвесторы на территории Шимского муниципального района освобождаются на 50 % от установленной арендной платы за пользование земельными участками под строящимися объектами на период их строительства (кроме индивидуального жилищного строительства).

Потребительский рынок

Населению района за 2018 год реализовано товаров на сумму 782,797 млн. рублей (в сопоставимых ценах 99,1 % к уровню 2017 года). Объем продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 393,116 млн. рублей, непродовольственных товаров – 389,681 млн. рублей. Удельный вес непродовольственных товаров в общем обороте розничной торговли составил 49,8 %.

Обслуживание населения района осуществляли 108 объектов розничной торговли, находящиеся в ведении 80 хозяйствующего субъекта. Количество работников, занятых в торговой сфере составляет 293 человек.

Оборот общественного питания за 2018 год  по району составил 30,311 млн. рублей (в сопоставимых ценах 94,9 % к уровню 2017 года).

Малое и среднее предпринимательство

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в районе составляет 278 (по данным Новгородстата — 245 в расчете на 10 тыс. человек населения). За последние годы роста численности малых предприятий не наблюдается. Основными сдерживающими факторами являются: рост цен на энергоносители, сырье, тарифы, рост конкуренции, нехватка денежных средств на развитие.

Труд и занятость

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних  организаций Шимского муниципального района за январь-ноябрь 2018 года составила 30993,2 рубля. Темп роста к уровню 2017 года составил 110,0 %. Наибольшее увеличение среднемесячной заработной платы за 11 месяцев 2018 года по сравнению с январем-ноябрем 2017 года отмечается по виду деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг»  (115,5 %). На 7,1 % выросла заработная плата работников в сфере деятельности «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение», в отрасли «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» заработная плата увеличилась на 3,5%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования  незначительно увеличилась – на 0,8 %, а у работников торговли за этот период зарплата сократилась на 0,4 % .

По данным Новгородстата фонд начисленной заработной платы по Шимскому муниципальному району (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь-ноябрь 2018 года составил 510,0 млн. рублей, темп роста к уровню 2017 года – 110,2 %.

Среднесписочная численность работников по данному кругу предприятий за 11 месяцев 2018 года составила 1496 человек, что на 0,1 % больше соответствующего периода прошлого года. Основной рост численности работников наблюдается в отрасли «образование», связано это с открытием нового детского сада в р.п. Шимск и набором персонала в данное учреждение.

Уровень регистрируемой безработицы на 01 января 2019 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 0,83 % от трудоспособного населения.

Демография

За январь-ноябрь 2018 года в районе родилось 85 детей и умерло 175 человек. Число умерших людей превысило родившихся в 2,1 раза. В сравнении с аналогичным периодом 2017 года естественная убыль несколько сократилась: число родившихся уменьшилось на 15 человек, но при этом снизилось и количество умерших на 27 человек. Естественная убыль составила — 90 человек, что на 11,8 % меньше соответствующего периода 2017 года.

Образование

Образовательные услуги в районе оказывают 3 средние базовые школы (п. Шимск, с. Медведь,  ж/д ст. Уторгош); филиал средней школы п. Шимск в с. Подгощи; 4 детских сада и 1 филиал (д. Коростынь); 2 учреждения дополнительного образования детей: Центр дополнительного образования детей и детская школа искусств.

По результатам проведенного мониторинга в Шимском муниципальном районе охват детей начальным общим, основным общим, средним общим образованием составляет 100%. В школах района обучается 974 ученика, из них по общеобразовательным программам – 810 учеников, по коррекционным – 164.  Все дети обучаются в первую смену.

 

 

Социальная защита населения

На 31 декабря 2018 года численность граждан, состоящих на учете в комитете по социальной защите населения, как малоимущих или оказавшихся в трудной жизненной ситуации, составила 1381 (что на 4,2% ниже уровня 2017 года). Государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущим гражданам и  социальная поддержка лицам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, оказана на общую сумму 1943 687,74 рублей (меньше уровня  прошлого года на 2,6%).

На 5 % сократилось количество получателей ежемесячных детских пособий. 335 семей получали данную выплату в текущем году на общую сумму 2 223 600 рублей.

Количество многодетных семей, состоящих на учете, увеличилось со 142 до 147 (+3,5%), в составе которых насчитывается 483 ребенка до 18 лет.

Количество социально-опасных семей увеличилось с 6 до 10, с семьями проводится разноплановая работа: оказывается консультативная, психологическая, материальная помощь.

Туризм

По предварительным итогам за 2018 год поток экскурсантов на территорию Шимского муниципального района составляет – 5800, поток туристов составит – 750, в том числе численность иностранных граждан, посещающих муниципальный район по цели поездки туризм, прогнозируется в количестве 410 человек.

Консолидированный бюджет муниципального района и бюджет муниципального района.

За 2018 год доходы консолидированного бюджета муниципального района составили 317 277,9 тыс. рублей (рост к 2017 году – 113,1 %), в том числе налоговые и неналоговые доходы – 126 920,7 тыс. рублей (темп роста 104,2 %). Расходы консолидированного бюджета исполнены за 2018 год в сумме 313 071,3 тыс. рублей, рост к 2017 году 113,5 %.

Всего доходы бюджета муниципального района 2018 год составили 290 599,0 тыс. рублей (рост к 2017 году – 114,5 %), из них налоговые и неналоговые доходы – 102 243,2 тыс. рублей (рост к 2017 году – 121,5 %).

Безвозмездные поступления из областного бюджета составили 188 355,8 тыс. рублей.

Расходы бюджета муниципального района 2018 год составили 286 411,4 тыс. рублей, что на 16,3 % выше, чем в 2017 году.

Наибольший вес в расходах бюджета муниципального района составят расходы на:

социальную политику – 50 585,3 тыс. рублей (17,7 %);

образование – 123 852,1 тыс. рублей (43,2 %);

культуру –33 747,3тыс. рублей (11,8%)

По итогам 2018 года бюджет муниципального района исполнен с профицитом 4 187,6 тыс. рублей.

Муниципальный долг муниципального района по состоянию на 1 января 2019 года составил 5 430,0 тыс. рублей (5,6 % от планового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального на 2018 год).

Из общего объема муниципального долга задолженность по бюджетным кредитам составила 2 430,0 тыс. рублей, задолженность по кредитам банков – 3000,0 тыс. рублей.

  1. Основные подходы к формированию налоговой, бюджетной и долговой политики муниципального района на период до 2022 года

Бюджетная и налоговая политика муниципального района на период до 2022 года должна в полной мере учитывать прогнозируемые риски развития экономики и предусматривать адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на качество жизни населения области.

На долгосрочный период основными направлениями работы должны стать мероприятия, обеспечивающие бюджетную устойчивость и общую стабильность.

В целом долгосрочная политика по формированию доходов бюджета будет основана на следующих подходах:

совершенствование налогового законодательства муниципального района в целях недопущения снижения доходов бюджета муниципального района при соблюдении паритета интересов инвесторов и бюджета;

установление правила, в соответствии с которым налоговые льготы должны приниматься на временной основе с требованием об обязательном анализе эффективности по итогам их применения;

улучшение качества налогового администрирования путем координации действий органов местного самоуправления с налоговыми органами и другими главными администраторами доходов бюджета муниципального района по контролю за достоверностью начисления налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района, своевременностью их перечисления;

сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков, совершенствования порядка урегулирования задолженности по налогам и сборам;

повышение эффективности управления муниципальной собственностью муниципального района и увеличение доходов от ее использования.

Налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели — формирование бюджетных доходов в объемах, необходимых для исполнения расходных обязательств муниципального района, при поддержании благоприятных условий для экономического роста и притока инвестиций.

При формировании и реализации бюджетной политики муниципального района на период до 2022 года необходимо исходить из решения следующих основных задач:

формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств муниципального района, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов;

снижение рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств муниципального района, недопущение принятия новых расходных обязательств муниципального района, не обеспеченных доходными источниками;

повышение эффективности бюджетных расходов на основе оценки достигнутых результатов;

достижение целевых показателей, определенных муниципальными программами муниципального района;

интеграция процессов стратегического прогнозирования и бюджетного планирования;

оказание мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости;

развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля;

обеспечение предварительного и последующего финансового контроля при реализации процедур проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального района;

обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов муниципального района, в том числе за счет публикации «Бюджета для граждан» к проекту о бюджете муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, а также к проекту об исполнении бюджета муниципального района.

Долговая политика муниципального района на период до 2022 года будет направлена на:

своевременное и полное исполнение долговых обязательств муниципального района;

обеспечение поддержания объема муниципального долга муниципального района в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с решением Думы муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период;

обеспечение поддержания расходов на обслуживание муниципального долга муниципального района в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с решением Думы муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период;

минимизацию стоимости обслуживания муниципального долга муниципального района;

поддержание объема долговой нагрузки на бюджет муниципального района на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.

  1. Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета муниципального района и бюджета муниципального района

Производство ВРП в основных ценах соответствующих лет достигнет к 2022 году по прогнозной оценке 1 430 млн. рублей, темп роста составит 102,9% по сравнению с объемом 2017 года.

Наибольшие темпы роста валовых добавленных стоимостей прогнозируются в организациях оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве, промышленности, предоставления услуг населению.

Реальные располагаемые денежные доходы населения Шимского муниципального района в 2017 году по оценке составят 100,13%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения достигнут к 2022 году по прогнозной оценке 101,3%.

В 2017 году сохранились тенденции роста инвестиционной активности на территории Шимского муниципального района. По предварительной оценке в 2017 году в экономику муниципального района поступит 73,5 млн. рублей.

Основной объем инвестиций планируется в сельском хозяйстве – 231,8 млн. рублей (проект ОО «Сташевское» по строительству завода) и 96,0 млн.рулей- денежные средства на реконструкцию Путевого дворца д.Коростынь.

В последующие годы (2019-2022) значительных денежных вложений в основные фонды на территории Шимского муниципального района не прогнозируется, так как на данный период не запланирована реализация крупных инвестиционных проектов.

Численность населения Шимского муниципального района в прогнозном периоде уменьшится на 0,15 тыс. человек и составит к концу 2022 года 11,45 тыс. человек.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета муниципального района в среднесрочной перспективе составят: 2019 год – 133059,7  тыс. рублей,                  2020 год –137644,7 тыс. рублей, 2021 год – 141806,1 тыс. рублей.

К концу прогнозируемого периода налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета муниципального района увеличатся по сравнению с 2018 годом на 16,2 % и составят 147478,3 тыс. рублей.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального района в среднесрочной перспективе составят: 2019 год – 103723,9  тыс. рублей, 2020 год – 106619,2 тыс. рублей, 2021 год – 108854,8 тыс. рублей.

В период с 2020 года по 2022 год планируется рост налоговых и неналоговых доходов в среднем на 6,2 %.

К концу прогнозируемого периода налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального района увеличатся по сравнению с 2018 годом на 10,7 % и составят 113208,9 тыс. рублей.

Планируется, что объем безвозмездных поступлений составит в 2019 году 133359,9 тыс. рублей, в 2020 году – 105897,0 тыс. рублей, в 2021 — 2022 годах –                215885,9 тыс. рублей.

Расходы консолидированного бюджета муниципального района в среднесрочной перспективе составят: 2019 год – 269 304,3 тыс. рублей, 2020 год – 244 620,6тыс. рублей, 2021 год –248 711,4тыс. рублей.

В последующие годы расходы будут увеличиваться и достигнут к 2022 году                 258 659,9 тыс. рублей.

По оценке расходы бюджета муниципального района должны составить в 2019 году 237 083,8 тыс. рублей, в 2020 году – 212 516,2 тыс. рублей, в 2021 году –                    214 681,2 тыс. рублей. В период с 2021 года по 2022 год планируется рост расходов в среднем на 4,0 %.

К концу прогнозируемого периода расходы бюджета муниципального района снизятся по сравнению с 2017 годом на 9,3 % и составят 223 268,4 тыс. рублей.

В 2019 году планируется сокращение муниципального долга муниципального района на 3 972,0 тыс. рублей, в 2020 году — на 583,2 тыс. рублей, в 2021 году – на                               874,8 тыс. рублей.

Ожидаемый объем муниципального внутреннего долга муниципального района на 1 января 2022 года составит 0 рублей.

__________________________________

 

 

Приложение 1

к Порядку разработки и утверждения бюджетного прогноза Шимского муниципального района на долгосрочный период

Приложение 1

к бюджетному прогнозу Шимского муниципального района на период до 2022 года

 

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

Шимского муниципального района на период до 2022 года

№ п/п Показатель 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021год 2022 год  
1 2 3 4 5 6 7 8  
1. Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет), млн. рублей 1100 1266,00 1316,00 1355,00 1390,00 1430,00  
2. Индекс физического объема валового регионального продукта, в % к предыдущему году 102,2 104,60 103,90 103,00 102,60 102,90  
3. Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году 113,9 101,50 102,20 102,80 101,30 101,30  
4. Индекс потребительских цен (в среднем за год), в % к предыдущему году 103,90 102,60 104,20 103,60 104,00 104,00  
5. Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей 218,9 388,11 69,54 72,30 76,00 80,10  
6. Численность населения (среднегодовая), тыс. человек 11,6 11,30 11,45 11,45 11,45 11,45  
7. в том числе:              
8. моложе трудоспособного возраста 1,94 1,89 1,91 1,91 1,91 1,91  
9. трудоспособного возраста 5,85 5,70 5,78 5,84 5,90 5,95  
10. старше трудоспособного возраста 3,81 3,72 3,76 3,70 3,64 3,58
  Приложение 2

к Порядку разработки и утверждения бюджетного прогноза Шимского муниципального района на долгосрочный период

Приложение 2

к бюджетному прогнозу Шимского муниципального района на период до 2022 года

 

Основные показатели консолидированного бюджета Шимского муниципального района на период до 2022 года

(тыс. рублей)

№ п/п Показатель 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Доходы 280535,4 317277,9 282351,4 255940,5 259929,9 270327,0
1.1. Налоговые доходы 93800,9 113246,3 122259,1 126899,3 130955,9 136194,1
1.1.1. Налог на доходы физических лиц 73755,7 91334,5 95053,2 95709,1 96453,4 100311,5
1.1.2. Единый налог на вмененный доход 2604,6 2029,1 1800,0 1600,0 750,0 780,0
1.1.3. Единый сельскохозяйственный налог 54,4 268,1 272,0 277,0 282,0 293,2
1.1.4. Акцизы 4308,9 5106,6 5078,9 8812,2 12307,5 12799,8
1.1.5. Налоги на имущество 12115,2 9735,6 14239,0 13593,0 13137,0 13662,5
1.1.6. Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 41,1 123,7 95,0 95,0 95,0 98,8
1.2. Неналоговые доходы 13556,1 13674,4 10800,6 10745,4 10850,2 11284,2
1.3. Безвозмездные поступления 173178,4 190357,2 149291,7 118295,8 118123,8 122848,7
1.3.1. в том числе из областного бюджета 173023,4 190372,6 149291,7 118295,8 118123,8 122848,7
1.3.1.1.  из них: дотации 8921,4 5513,8 302,7      
1.3.1.2. субсидии 26506,2 37926,6 26863,0 3342,4 3342,4

 

3476,1
1.3.1.3. субвенции 133013,7 141757,2 122126,0 114953,4 114781,4 119372,6
1.3.1.4. иные межбюджетные трансферты 4619,6 5175,0        
2. Расходы 275719,1 313 071,3 269 304,3 244 620,6 248 711,4 258 659,9
2.1. расходы без учета расходов, осуществляемых за счет целевых поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 283357,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
2.2. расходы за счет целевых поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 2519,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
3. Дефицит (-) / профицит (+) 4816,2 4 206,6 0,0 0,0 0,0 0,0
5. Источники финансирования дефицита/направление профицита 4816,2 -4 206,6 0,0 0,0 0,0 0,0
5.1. в том числе: кредиты кредитных организаций 0 0,0 — 3000,0 0,0 0,0 0,0
5.2. бюджетные кредиты -108,0 -162,0 -972,0 -583,2 -874,8 0,0
5.3. иные источники 4924,2 -4 044,6 3 972,0 583,2 874,8 0,0

 

Приложение 3

к Порядку разработки и утверждения бюджетного прогноза Шимского муниципального района на долгосрочный период

Приложение 3

к бюджетному прогнозу Шимского муниципального района на период до 2022 года

Основные показатели бюджета муниципального района на период до 2022 года

(тыс.рублей)

№ п/п Показатель 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Доходы 253612,3 290599,0 237083,8 212516,2 214681,2 223268,4
1.1. Налоговые доходы 73527,8 93901,2 98064,8 100915,3 103046,1 107167,9
1.1.1. Налог на доходы физических лиц 67990,7 84795,9 88289,2 88754,5 89220,2 92789,0
1.1.2. Единый налог на вмененный доход 2604,6 2029,1 1800,0 1600,0 750,0 780,0
1.1.3. Единый сельскохозяйственный налог 33,8 158,2 162,0 165,5 169,0 175,8
1.1.4. Акцизы 1988,4 2194,2 2026,6 3516,3 4910,9 5107,3
1.1.5. Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 41,1 123,7 95,0 95,0 95,0 98,8
1.2. Неналоговые доходы 10621,3 8342,0 5659,1 5703,9 5808,7 6041,0
1.3. Безвозмездные поступления 169463,2 188355,8 133359,9 105897,0 105826,4 110059,5
1.3.1. в том числе    из областного бюджета 169040,2 187872,6 132858,8 105398,9 105328,3 109541,5
1.3.1.1.  из них: дотации 8921,4 5513,8 302,7      
1.3.1.2. субсидии 22518,3 35471,4 23477,2 1765,4 1765,4 1836,0
1.3.1.3. субвенции 133013,7 141757,2 109078,9 103633,5 103562,9 107705,4
1.3.1.4. иные межбюджетные трансферты 4586,8 5130,2        
2. Расходы 246192,4 286 411,4 237 083,8 212 516,2 214 681,2 223 268,4
2.1. расходы без учета расходов, осуществляемых за счет целевых поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
2.2. расходы за счет целевых поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
3. Дефицит (-) / профицит (+) 7419,9 4 187,6 0,0 0,0 0,0 0,0
4. Уровень дефицита (-) /профицита (+), % 8,8 4,1 0,0 0,0 0,0 0,0
5. Источники финансирования дефицита/направление профицита 7419,9 -4 187,6 0,0 0,0 0,0 0,0
5.1. в том числе: кредиты кредитных организаций 0,0 0,0 -3 000,0 0,0 0,0 0,0
5.2. бюджетные кредиты -108,0 -162,0 -972,0 -583,2 -874,8 0,0
5.3. иные источники 7311,9 -4 025,6 3 972,0 583,2 874,8 0,0
6. Муниципальный долг на конец года 5592,0 5 430,0 1458,0 874,8 0,0 0,0
7. Отношение муниципального долга к объему доходов бюджета муниципального района без учета безвозмездных поступлений, % 6,6 5,3 1,4 0,8 0,0 0,0
  Приложение 4

к Порядку разработки и утверждения бюджетного прогноза Шимского муниципального района на долгосрочный период

Приложение 4

к бюджетному прогнозу Шимского муниципального района на период до 2022 года

 

 

Показатели финансового обеспечения муниципальных программ муниципального района на период до 2022 года

(тыс.рублей)

№ п/п Показатель 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021год 2022 год
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Расходы бюджета муниципального района всего 246192,4 286 411,4 237 083,8 212 516,2 214 681,2 223 268,4
2. Расходы на реализацию муниципальных программ муниципального района 237813,4 274 947,6 227 634,5 201 232,9 200 590,0 208 613,6
2.1. Муниципальная программа «Совершенствование и развитие местного самоуправления в Шимском муниципальном районе» 32008,3 34 949,5 35 579,1 33 628,3 32 325,5 33 618,5
2.2. Муниципальная программа  «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог местного значения Шимского муниципального района, повышение безопасности дорожного движения в Шимском муниципальном районе» 4363,0 18 076,4 4 120,6 4 563,3 5 957,9 6 196,2
2.3. Муниципальная программа  «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Шимском муниципальном районе» 0,0 0,0 37,4 37,4 37,4 38,9
2.4. Муниципальная программа «Развитие системы управления имуществом в Шимском муниципальном районе» 274,8 6 755,1 8 167,6 8 208,7 8 208,7 8 537,1
2.5. Муниципальная  программа «Развитие культуры и туризма Шимского муниципального района» 34712,0 39 383,3 35 856,0 28 644,1 28 644,1 29 789,9
2.6. Муниципальная программа «Развитие образования, физической культуры и спорта в Шимском муниципальном районе» 111899,7 118 840,4 124 892,4 109 210,8 108 578,6 112 921,7
2.7. Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами Шимского муниципального района» 16425,3 20 211,7 18 035,6 16 094,5 15 992,0 16 631,7
2.8. Муниципальная программа «Доступная среда на 2017-2019 годы» 15,0 50,0 0,0 0,0 0,0 0,0
2.9. Муниципальная программа «Развитие агропромышленного комплекса Шимского муниципального района» 115,6 115,6 120,4 120,4 120,4 125,2
2.10 Муниципальная программа «Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в Шимском муниципальном районе» 20,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,6
2.11. Муниципальная программа «Развитие молодежной политики в Шимском муниципальном районе» 50,0 55,0 55,0 55,0 55,0 57,2
2.12. Муниципальная программа «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Шимского муниципального района» 699,5 571,7 655,4 655,4 655,4 681,6
2.13. Муниципальная программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Шимском муниципальном районе» 37230,2 35 918,9 0,0 0,0 0,0 0,0
2.14. Муниципальная программа  «Профилактика правонарушений, терроризма и экстремизма в Шимском муниципальном районе» 0,0 5,0 0,0 0,0 0,0 0,0
2.15. Муниципальная программа «Охрана окружающей среды и экологической безопасности Шимского муниципального района» 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
2.16. Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Шимском муниципальном районе» 0,0 0,0 100,0 0,0 0,0 0,0
3. Удельный вес расходов на реализацию муниципальных программ муниципального района в общем объеме расходов бюджета муниципального района, % 96,6 96,0 96,0 94,7 93,4 93,4
4. Расходы на непрограммные направления деятельности 8379,0 11 463,8 9 449,3 11283,3 14091,2 14 654,8
5. Удельный вес расходов на непрограммные направления деятельности в общем объеме расходов бюджета муниципального района, % 3,4 4,0 4,0 5,3 6,6 6,6