Наименование: | Памятка потребителям платных образовательных услуг |
Дата: | 06.08.2020 |
Потребителям платных образовательных услуг
В настоящее время, рынок платных образовательных услуг активно развивается и становится важным элементом социальной инфраструктуры общества. В основном, это происходит за счет того, что все большее количество государственных (муниципальных) образовательных учреждений начинает оказывать платные образовательные услуги.
Отношения по возмездному обучению, возникающие между гражданами и образовательными учреждениями, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706.
Права на защиту студентов регулируются договором
Взаимоотношения образовательного учреждения с физическими лицами регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение и иные условия, соответствующие законодательству. Очень важно обращать внимание на содержание договора, поскольку в нем стороны определяют меры своей взаимной ответственности за нарушение принятых на себя обязательств.
Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.
Следует отметить, что Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав. Несмотря на это, подавляющее большинство образовательных учреждений при оказании платных образовательных услуг допускают нарушения прав потребителей, установленных законодательством об образовании, а также законодательством о защите прав потребителей.
Условия договора, ущемляющие права потребителя
Особой проблемой являются факты нарушений прав заказчиков платных образовательных услуг и обучающихся, которые неоднократно фиксировались контролирующими органами. В частности, к типичным нарушениям можно отнести:
1) включение в договоры в одностороннем порядке права расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана;
2) ограничение права потребителя на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин;
3) условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя;
4) установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, зачетов и т.д.;
5) установление в договорах, помимо платы за обучение, «безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения»;
6) установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения.
Формы защиты прав за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору
Предусмотрены два основных варианта защиты прав потребителей: досудебная защита и защита (восстановление) нарушенных прав в суде.
Претензионное производство позволяет оперативно и без дополнительных расходов установить обстоятельства спора и при необходимости принять меры для восстановления нарушенных прав потребителей.
В случае отказа в удовлетворении требований или частичного их удовлетворения потребитель вправе обратиться для разрешения спора в суд.