Наименование: | Памятка "О правах потребителя в жилищной сфере" |
Дата: | 21.09.2020 |
О правах потребителя в жилищной сфере
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Старорусском районе продолжают поступать обращения на нарушения в жилищно-коммунальной сфере по вопросам, не входящим в компетенцию (полномочия) территориального отдела. Территориальный отдел разъясняет: какая часть отношений в жилищной сфере регулируется законодательством о защите прав потребителей.
Предметом отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, являются определенные объекты гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации), а именно — товары, работы, услуги, приобретаемые гражданами для потребительских нужд в рамках соответствующих возмездных договоров купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг.
В жилищной сфере предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей находится в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассматривается исключительно жилое помещение, к которым относятся жилой дом (часть жилого дома), квартира (часть квартиры), комната.
Закон о защите прав потребителя определяет понятие «Потребителя», как конкретного гражданина, имеющего намерения заказать, или приобрести товары, работы или услуги и регулирует взаимоотношения, возникающие между потребителем-гражданином, с одной стороны, и исполнителями, изготовителями, продавцами, с другой стороны.
Исходя из этого, законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения между гражданами-потребителями коммунальных услуг и их исполнителями. В частности, их регламентируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, в приложении № 1 к которым приведены требования к качеству коммунальных услуг и условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам «исполнитель» это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги
По смыслу положений ст. ст. 36 и 44 ЖК РФ решение вопросов, касающихся предоставления коммунальных услуг, а также определение их конкретных исполнителей изначально осуществляет общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, которое, в частности, осуществляет выбор способа управления многоквартирным домом (см. п. 4 ч. 2 ст. 44 и ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Именно в договоре управления многоквартирным домом перечисляется среди прочего перечень коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги и т.д. (см. ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Причем, согласно положениям ч. 4 ст. 162 ЖК РФ «условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме».
Согласно положениям ч. 2 ст. 162 ЖК РФ одной стороной договора управления является управляющая организация, другой — собственники помещений в многоквартирном доме, органы управления товарищества собственников жилья либо органы управления жилищного кооператива или органы управления иного специализированного потребительского кооператива.
Вопрос о том кто является управляющей организацией и соответственно — обязанной стороной (исполнителем) в правоотношениях, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, находится в прямой зависимости от того, каким образом был разрешен (и был ли разрешен вообще) вопрос выбора способа управлением многоквартирным домом.
Вопросы, связанные с содержанием общего имущества, в том числе техническим, капитальным ремонтом, уборкой мест общего пользования, внесением платы за содержание общего имущества, обслуживание домофонов, проведением собраний собственников помещений и др. вопросы, связанные с содержанием общего имущества законодательством о защите прав потребителей не регулируются Указанные услуги не приобретаются для личных бытовых нужд гражданина, а связаны с отношениями собственности. Рассмотрение указанных вопросов к полномочиям (компетенции) территориального отдела не относятся.
По вопросам, связанным с содержанием общего имущества, проверкой правильности начисления платежей, проведением перерасчетов за коммунальные услуги, проведением общих собраний собственников помещений относятся к полномочиям Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (адрес: г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 81).
Территориальный отдел осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите прав потребителей.
К основным вопросам по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, рассматриваемых территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Новгородской области, относятся:
- Требования к участку и территории жилых зданий ( размещение, содержание придомовой территории, озеленение и т.д.).
- Требования к жилым помещениям и помещениям общественного назначения, размещаемых в жилых зданиях ( уборка помещений общественного назначения, содержание подвалов, организация дератизации, дезинфекции и дезинсекции, соблюдение гигиенических нормативов по шуму, вибрации, электро- магнитному излучению, освещенности, инсоляции и т.д.).
- Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений (соблюдение микроклиматических параметров в соответствии с санитарными правилами, равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, отсутствие загрязнения воздуха помещений вредными веществами).
- Требования к водоснабжению и канализации (обеспечение качественной питьевой водой, горячей водой с соответствующей температурой, исправной канализацией и т. д.).
5.Требования к удалению бытовых отходов (содержание мусоропроводов, контейнеров, контейнерных площадок, вывоз бытовых отходов и т.д.).
6.Нарушение условий проживания, связанных с уровнем шума и вибрации, создаваемых работой тепловых узлов жилого дома, лифтового оборудования и других инженерных систем дома, а также с деятельностью расположенных в жилых домах организаций (магазинов, предприятий общественного питания и т.п.);
- Включение в договоры управления многоквартирным домом условий, ущемляющих права потребителей.
- Не предоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе услуг, размерах тарифов на коммунальные ресурсы, порядке и форме оплаты коммунальных услуг, адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя и др.