Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Шимского муниципального района на период до 2022-2024 годов

Наименование:Пояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического развития Шимского муниципального района на период до 2022-2024 годов
Дата:26.10.2021

 Пояснительная записка по основным параметрам  прогноза социально-экономического развития  Шимского муниципального района на период  до  2022-2024 годов

          Прогноз социально-экономического развития Шимского муниципального района основывается на оценке социально-экономического состояния района в 2021 году, анализе за предшествующие годы  и ожидаемых результатах развития в  2022- 2024 годах.

При разработке прогноза социально-экономического развития использованы:

-данные статистических органов;

-данные комитетов и отделов Администрации муниципального района;

-данные предприятий и организаций района.

         В основу разработки прогноза положен анализ социально-экономического развития муниципального района за 9 месяцев текущего года и предшествующий период, тенденции развития.

         В прогнозных расчетах учитывались результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, работающих  на территории района, складывающаяся тенденция развития различных секторов экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля) и другие условия хозяйственной деятельности района.

         Прогноз разработан в двух вариантах: 1 вариант – консервативный, 2 вариант – базовый. Показатели рассчитаны с учетом индексов-дефляторов и индексов потребительских цен.

В качестве позитивных факторов развития района учитывались:

— использование местных сырьевых ресурсов промышленными предприятиями района;

—  реализация ряда инвестиционных проектов;

— высокий удельный вес (в производственной, торговой и сельскохозяйственной сферах)  работников, занятых  на малых предприятиях, которые являются более мобильными и способны  быстрее переориентировать производство  на изменяющиеся потребности рынка.

В качестве негативных факторов при разработке прогноза учтены:

-недостаток высококвалифицированных трудовых ресурсов;

— влияние последствий экономического кризиса на экономическую и социальную сферы района (снижаются объемы производства у ряда предприятий, замедлилась реализация  инвестиционных проектов).

Площадь Шимского муниципального района  составляет 1836,8  кв. км.    В состав района входят 1 городское и 3 сельских поселения. В границах   муниципального района расположено 127 населенных пунктов. Административным центром является рабочий поселок Шимск.

Население

Численность населения района на 01.01.2021 года составила 10874 человек, в том числе городского населения – 3484  человек, сельского – 7390 человек. Территориальная структура расселения показывает, что в районе преобладает сельское население, на долю которого приходится порядка 68,0 % от общей численности населения района. Число сельских жителей на 1000 горожан в Шимском районе составляет 2121 человек.   Плотность населения – 5,9 человек на 1 км2.

В демографической ситуации прогнозируется естественная  убыль. Показатель смертности превышает показатель рождаемости почти в 2 раза. На протяжении нескольких лет численность населения имеет тенденцию к снижению. С принятием ряда Федеральных законов, направленных на улучшение демографической ситуации, планируется повышение уровня рождаемости.

Производство валового регионального продукта

Вклад муниципального района в валовой региональный продукт области стал одним из важнейших показателей эффективности работы района. По предварительной оценке ВРП в 2020 году по району составил 1342,0 млн. рублей и вырос по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3,4%.

В 2021 году объем валового регионального продукта  по оценке увеличится на 5,3 % и достигнет  в основных ценах 1413,0 млн. рублей. В прогнозируемом периоде до 2024 года  планируется ежегодно увеличивать объём ВРП и его уровень в 2024 году должен составить 1561,0 млн. рублей. Основную долю в структуре ВРП составляют сельское хозяйство и торговля.

Промышленное производство

         Индекс промышленного производства в 2020 году составил 108,3% , в 2021 году  по оценочным данным  данный показатель составит 100,2%. Увеличение объемов производства промышленной продукции в 2021 году  планируется за счет роста производства льноволокна (115,5% к предыдущему году  в сопоставимых ценах), обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки  (175% к предыдущему году  в сопоставимых ценах), производства асфальтобетонной смеси (112% к предыдущему году  в сопоставимых ценах). В 2021 году планируется постепенный рост объемов промышленной продукции в натуральных показателях.

Индекс производства продукции предприятий обрабатывающих производств  в 2021 году прогнозируется в объеме 86,6% (в 2020 году данный показатель составил 87,8%) за счет роста запланированного роста объемов промышленной продукции в текстильной промышленности (производство льноволокна) и  реорганизации производства в деревообрабатывающей промышленности.

Продолжат работу  предприятия по производству прочей неметаллической продукции (производство асфальтобетонной смеси).

Объем выполненных работ по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом, и паром; кондиционирование воздуха» по оценке составит 54,5 млн.  рублей, в сопоставимых ценах – 101,6% к уровню 2020 года. По ВЭД «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»  прогнозируется снижение объемов. Объем производства по этому виду деятельности в 2024 году планируется в размере 28,0 млн. рублей.

Основными предприятиями промышленности, по которым будет проводиться мониторинг являются: ООО «Северная Поляна», ООО «Шимское дорожно-эксплуатационное предприятие», ООО «Север», ООО «Шинколюбово», небольшие производства индивидуальных предпринимателей по производству пиломатериалов, хлебобулочных изделий, сувенирной продукции. ООО «Уторгошский льнозавод» в течение 9 месяцев текущего года занималось переработкой льна-долгунца. В настоящий момент данное предприятие находится в стадии банкротства.

Сельское хозяйство

По оценке 2021 года объем производства сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств составит 295,3 млн. рублей, индекс физического объема к 2020 году – 102,6%. По прогнозу на 2024 год предусматривается получить продукцию сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на сумму 297,1 млн. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства составит 95,6%.

В настоящее время приоритетной отраслью в сельскохозяйственном производстве является растениеводство (овощеводство) и рост объемов сельскохозяйственной продукции планируется в основном за счет этой отрасли. Сельхозпроизводством в муниципальном районе заняты 6 сельскохозяйственных предприятий, 40 крестьянских (фермерских) хозяйств и 5070 личных подсобных хозяйств граждан.

Однако, ООО «Уторгошский льнозавод» не занимался в 2021 году уборкой льна-долгунца, и перспектива осуществления дальнейшей хозяйственной деятельности льнозаводом находится в настоящее время под вопросом.

В животноводстве наблюдается резкое снижение поголовья крупного рогатого скота. Это связано с тем, что крупные сельскохозяйственные предприятия района ООО «Прожектор» и ООО «Пегас» перестали заниматься производством животноводческой продукции.

Стабилизацию объемов производства продукции отрасли животноводства на прогнозируемый период планируется обеспечить за счет продукции производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами граждан.

Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволяет расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам и займам в рамках реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Государственная программа развития сельского хозяйства позволяет активизировать население на самозанятость.

Строительство

Ожидаемый объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2021 году составит 14,5 млн. рублей, темп роста в сопоставимых ценах 98,5%. В прогнозируемом периоде планируется ввод в эксплуатацию жилья за счет собственных средств населения.

В 2021 году планируется завершить этап подготовки ввода в эксплуатацию объекта «Газопровод среднего давления протяженностью 1 км 200 м в д. Бор». Также в прогнозируемом периоде планируется строительство физкультурно-спортивного комплекса, фельдшерско-акушерских пунктов в муниципальном районе.

 Ввод объектов жилищного строительства за 2020 год составил 42 дома площадью 4,4 тыс. кв. м. За 9 месяцев 2021 года индивидуальными застройщиками уже введено в эксплуатацию 43 дома площадью 4,2 тыс. кв.м.

Планируется, что в прогнозируемом периоде 2022-2024 гг. будет введено в эксплуатацию 12,9 тыс.кв.м. общей площади жилых домов.

Торговля  и услуги населению

Если оборот розничной торговли в муниципальном районе в 2020 году снизился на 0,4% по сравнению с 2019 годом, то в 2021 году планируется увеличение данного показателя на 4,8%. В денежном выражении он составит 853,7  млн. рублей. А к 2025 году объем товарооборота  прогнозируется в сумме 1010,3 млн. рублей.  Увеличение оборота розничной планируется за счет открытия  новых предприятий торговли, а также приезда и длительного пребывания отдыхающих в связи со сложившейся непростой эпидемиологической ситуацией     в стране. На конец прогнозируемого периода в 2024 году розничный товарооборот составит 1010,3 млн. рублей.

Объем платных услуг населению района через все каналы реализации по прогнозу 2021 года составит 38,0 млн. рублей и будет ежегодно увеличиваться и в 2024 году составит 43 млн. рублей. Основной долей платных услуг являются услуги в коммунальной системе и системе образования. Существенных изменений в структуре предоставления платных услуг населению не предусматривается.

Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия

Малые и средние предприятия (включая микропредприятия) в          2021 году  и на плановый период до 2024 года сохранят направление своей деятельности. В 2021 году на территории района работает 52 малых и средних предприятия.

Численность по данному кругу предприятий к 2024 году прогнозируется в количестве  380 человек.

Ожидаемый в 2021 году оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия)  составит 334,0 млн. рублей, в 2024 году показатель составит 350,0 млн. рублей или увеличится с 2021 года по 2024 год на 4,8%.

Основная доля в обороте малых предприятий – это оборот предприятий, осуществляющих деятельность в сфере «торговля».

Развитие предпринимательства и самозанятости безработных является одним из главных направлений обеспечения занятости и создания новых рабочих мест.

Инвестиции

По последним данным Новгородстата  в I полугодии 2021 года инвестиции в основной капитал по муниципальному району по крупным и средним предприятиям  составили  36,99 млн. рублей, индекс физического объема к уровню прошлого года увеличился более чем в 2 раза.  Всего  инвестиций в основной капитал  за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров  неформальной деятельности) планируется в объеме 78,2 млн. рублей.

На основании информации об основных производственных и экономических показателях, представленных хозяйствующими субъектами, расположенными на территории муниципального района, ожидаемые показатели 2021 года, а также прогнозные данные на 2021 год и плановый период 2022-202 годов были уточнены.

Оценивая 2021 год, ожидается, что объем инвестиций в основной капитал в фактических ценах увеличится на 60,9 процентов относительно 2020 года. Увеличение объема инвестиций в основной капитал в прогнозируемом периоде 2022-2024 годах обусловлено реализацией действующих и планируемых к реализации в перспективе проектов на территории муниципального района. Так, ООО «Северная Поляна», которое занимается добычей и переработкой полезных ископаемых, в III квартале текущего года приобретено оборудование на сумму 12,0 млн. рублей.  В рамках реализации региональной программы Новгородской области «Модернизация первичного звена здравоохранения Новгородской области на 2021-2025 годы» в 2021 году положено начало строительству фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий на территории района и капитальному ремонту ГОБУЗ Шимская ЦРБ. В 2022 году по объему инвестиций в основной капитал запланировано 104,3 млн. рублей. В 2022 году ожидается начало   строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с общими затратами 134,0 млн. рублей со сроком реализации по 2024 год.  Также продолжится строительство ФАПов.

Основным источником инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в 2021 году будут бюджетные средства.

Консолидированный бюджет Шимского муниципального района

        Основные характеристики консолидированного бюджета муниципального района на 2022-2024 годы сформированы на основе прогноза социально-экономического развития муниципального района на 2021 год с учетом применения индекса потребительских цен на конец года.

         К доходам консолидированного бюджета муниципального района относятся:

налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

         Основной удельный вес в объеме налоговых и неналоговых доходов занимают налоговые платежи, так в 2019 году их объем составил – 90,3%, в 2020 году – 89,0%, прогнозируемый объем на 2021-2024 годы – 91,6%, 91,6%, 91,6%, 91,6%.

        Основным источником поступлений налоговых платежей является налог на доходы физических лиц.

        Ожидаемое исполнение расходов консолидированного бюджета муниципального района за 2021 год скорректировано исходя из сложившейся экономической ситуации. Главной задачей при исполнении консолидированного бюджета муниципального района на 2021 год будет приоритетное расходование средств на обеспечение своевременности и полноты выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, решение вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной инфраструктуры. Прогноз расходов на 2022-2024 годы сформирован с учетом применения индекса потребительских цен.

Муниципальный внутренний долг консолидированного бюджета муниципального района по состоянию на 1 января 2022 года составит 0,6 тыс. рублей, в том числе бюджетные кредиты-0,5 тыс. рублей, на 1 января 2023 года в сумме 0,6 тыс. рублей, на 1 января 2024 года в сумме 0,6 тыс. рублей.

Источниками покрытия дефицита консолидированного бюджета муниципального района в 2020-2021 годах являются снижение остатков средств бюджета.

Объем расходов по Указу №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» за 2021 год составляет 126302,3 тыс. рублей, прогноз на 2022-2024 годы 126302,3 тыс. рублей:

Объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Всего на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 117460,1 117902,4 126302,3 126302,3 126302,3 126302,3
Объем расходов по Указу № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», тыс. рублей 117460,1 117902,4 126302,3 126302,3 126302,3 126302,3
Объем расходов по Указу № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 600 «О мерах по обеспечению  граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», тыс. рублей            
Объем расходов по Указу № 604
«О дальнейшем совершенствовании военной службы в российской федерации»
           
Объем расходов по Указу № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»            
Объем расходов по Указу № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», тыс. рублей            

Денежные доходы населения

В 2021 и плановых 2022-2024 годах прогнозируется дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения района.

Увеличение доходов населения в прогнозируемом периоде будет связано с ростом производства в основных отраслях экономики, увеличением оплаты труда работающих на предприятиях и в организациях  района, а также с учетом осуществления мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.

Данные по денежным доходам и расходам населения заполнены частично, только по тем показателям, которые представляют статистические органы, организации и учреждения района.

С учетом всех факторов темп роста среднемесячной заработной платы работающих в 2021-2024 годах составит не менее 107 процентов. В 2021 году номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников организаций  составит 40202,47 рублей. В среднесрочной перспективе динамика заработных плат работников организаций планируется не такой активной, в среднем 3,7 %, и будет определяться изменениями экономической ситуации. На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников будут направлены некоторые меры государственной политики: ежегодное установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) исходя из величины медианной заработной платы, проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы и др.

В прогнозируемом периоде на конец 2024 года номинальная начисленная заработная работников организаций плата составит 49249,75 рублей.

Труд и занятость

Численность занятых в экономике рассчитана на основании:

-численности по крупным и средним предприятиям (данные облстатистики);

-численности по  малым предприятиям (данные предприятий);

-численности работающих по найму у индивидуальных предпринимателей (оценочно);

-численности работающих в структурных подразделениях иногородних предприятий, расположенных на территории района, не вошедших в отчет статистических органов по крупным и средним предприятиям.

Фонд оплаты труда (факт 2020 г. и оценка 2021 г.) рассчитан исходя из отчетности областной статистики по крупным и средним предприятиям за 2020 год. В общую сумму фонда оплаты труда включены также фонд оплаты труда малых предприятий, структурных подразделений (не вошедших в отчет статистики). Прогноз  на 2022-2024 годы рассчитан с учетом  невысокого уровня заработной платы трудного экономического положения в малых предприятиях района.

Перечень основных проблемных вопросов, сдерживающих социально-экономическое развитие муниципального района

— Низкая доходность бюджета района, его зависимость от областных дотаций, являются сдерживающими факторами по развитию социальной сферы района и созданию благоприятных условий для развития местной экономики.

К сдерживающим факторам привлечения на территорию района новых инвесторов относятся:

нехватка квалифицированных кадров и незначительная численность трудоспособного населения;

высокий процент износа электрических сетей и коммунальных сетей – свыше 70 %;

мелкоконтурность свободных земельных участков (развитие сельского хозяйства).

_______________________