О порядке подачи и рассмотрения обращений граждан финансовым уполномоченным при возникновении споров с финансовыми организациями

Наименование:О порядке подачи и рассмотрения обращений граждан финансовым уполномоченным при возникновении споров с финансовыми организациями
Дата:31.05.2022

О порядке подачи и рассмотрения обращений граждан финансовым уполномоченным при возникновении споров с финансовыми организациями

Порядок подачи обращений

Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному, нужно проверить на сайте финансового уполномоченного по адресу: https://finombudsman.ru/,входит ли финансовая организация в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным (далее – Реестр), либо в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе (далее – Перечень).

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовой организации, включенной в Реестр или Перечень:

— если размер имущественных требований к финансовой организации не превышает 500 000 рублей,

— если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Исключение составляют случаи, когда требования гражданина вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В этом случае ограничение по размеру заявляемых имущественных требований отсутствует.

До направления обращения финансовому уполномоченному гражданину необходимо обратиться с письменным заявлением (претензией)  в оказавшую услугу финансовую организацию. Форму заявления (претензии), утвержденную Советом службы финансового уполномоченного можно найти по ссылке: https://finombudsman.ru/wp-content/uploads/2022/03/Standartnaya-forma-zayavleniya-v-finansovuyu-organizatsiyu.pdf.

Финансовая организация обязана рассмотреть заявление (претензию) и направить в адрес гражданина мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в следующие сроки:

— в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии) гражданина, направленного в электронном виде,  если со дня нарушения его прав потребителя прошло не более 180 дней;

— не позднее  30 календарных дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии) гражданина в иных случаях.

Если в установленные сроки финансовая организация не направила ответ на заявление (претензию) или ответ получен, но он не устраивает гражданина, потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно. Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено одним из следующих способов:

1) в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного;

2) в  письменной форме на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченногопо адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.

К обращению должны быть приложены:

— копии заявления (претензии) в финансовую организацию и ее ответа (при наличии),

-а также имеющиеся копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу требования.

Если обращение не соответствует требованиям к его оформлению, установленным законом, или направлено с нарушением порядка направления, работники Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязаны разъяснить порядок направления обращения. При возникновении вопросов гражданин может обратиться в контактный центр Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного по телефону 8 (800) 200-00-10.

В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному потребителю будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Кроме того, проверить, подлежит ли спор потребителя с финансовой организацией рассмотрению финансовым уполномоченным, можно, ответив на предложенные вопросы по ссылкеhttps://finombudsman.ru/podlezhit-li-spor-rassmotreniyu-finansovym-upolnomochennym/.

Порядок рассмотрения обращений

В случае принятия обращения к рассмотрению финансовый уполномоченный обязан рассмотреть и принять по нему решение в следующие сроки:

— 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, если гражданин сам является потребителем финансовых услуг,

— 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, если обращение поступило от лица, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

В случае принятия решения об очном рассмотрении обращения финансовый уполномоченный уведомляет об этом потребителя и финансовую организацию и рассмотрение приостанавливается до получения обеими сторонами такого уведомления. Неявка на очное рассмотрение какой-либо стороны в случае наличия подтверждения факта получения ею уведомления не препятствует рассмотрению обращения по существу.

После принятия обращения к рассмотрению потребитель вправе:

— cледить за ходом рассмотрения обращения в личном кабинете
(уведомления о ходе рассмотрения обращения могут также приходить на мобильный телефон и электронную почту);

—     ходатайствовать об очном рассмотрении обращения;

—  отозвать свое обращение, если гражданин решил не предъявлять требований к финансовой организации;

—  отказаться от своего обращения в случае урегулирования спора с финансовой организацией путем заключения соглашения, а также в случае добровольного исполнения финансовой организацией требований потребителя.

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.

Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется потребителю одним из следующих способов:

— в форме электронного документа, подписанного финансовым уполномоченным усиленной квалифицированной электронной подписью;

— на бумажном носителе (по  ходатайству потребителя вручено или направлено на почтовый адрес, указанный в обращении).

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.

Порядок исполнения решений финансового уполномоченного

Решение финансового уполномоченного доводится до финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия.

Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении.

В случае неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного в установленный срок, финансовый уполномоченный на основании заявления потребителя выдаст удостоверение. Потребитель вправе обратиться с заявлением о выдаче такого удостоверения в течение 3 месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение финансового уполномоченного в исполнение в принудительном порядке.

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

 Копия обращения в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.

     Консультацию и практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в сфере оказания финансовых услуг можно получить:
• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-083;

  • в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10 тел. 77-20-38;

   Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

Дополнительно сообщаем, что в рамках проекта «МФЦ – новые возможности» всем категориям граждан (независимо от их социального положения, статуса, места проживания на территории Новгородской области) предоставлена возможность получить консультации «из первых рук» от наиболее квалифицированных специалистов Роспотребнадзора, обсудить напрямую проблемы и вопросы посредством видеосвязи.

         Онлайн консультирование проводится еженедельно по четвергам с 10.00 до 13.00, для консультации необходимо обратиться в один из центров «Мои Документы»: подать заявку и принять участие в онлайн-консультации вам помогут специалисты МФЦ (при обращении необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность).

  Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.