Как узнать кредитную историю

Наименование:Как узнать кредитную историю
Дата:31.05.2022

Как узнать кредитную историю

 

Управление Роспотребнадзора по Новгородской области в целях информирования и просвещения граждан в рамках  регионального проекта «Повышение финансовой и налоговой грамотности населения Новгородской области» разъясняет  гражданам, о способах узнать кредитную историю.

Если банк отказывает в кредите, одной из причин может быть проблема с кредитной историей. В ней содержатся все данные об операциях с кредитами (займами): какая финансовая организация выдавала, исправно ли платил гражданин, есть ли задолженность, кто запрашивал кредитные отчеты. Выясняем, как ознакомиться с кредитной историей и что делать, если в ней числятся займы, которых вы не брали.

Зачем узнавать свою кредитную историю

Это своего рода ваше финансовое резюме. Если в кредитной истории есть информация о просроченных платежах или об отсутствии платежей, штрафах, банкротстве, банк вероятнее всего откажет вам в займе.

Кредитная история может понадобиться, если:

  • Вы собираетесь оформить кредит или ипотеку и хотите узнать свою платежную дисциплину.
  • Вам отказали в кредите, и вы хотите разобраться почему.
  • Вы потеряли паспорт и боитесь, что мошенники могли оформить кредит на ваше имя.
  • Вы собираетесь узнать, кто запрашивал вашу кредитную историю.

Пример

Вы устраиваетесь на новую работу. Работодатель может попросить у вас разрешение на запрос вашей кредитной истории. Кандидатам с плохой платежной дисциплиной могут отказать, особенно если речь идет о должностях с материальной ответственностью — директор, бухгалтер, завхоз и т.п.

Где хранятся кредитные истории

Кредитные истории хранятся в бюро кредитных историй (БКИ). В нашей стране их 8, причем кредитная история одного гражданина может находиться в базе сразу у нескольких БКИ.

С января 2020 года запросить кредитную историю можно через поднадзорные Банку России организации, которые взаимодействуют с БКИ, — банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, инвестиционные платформы и другие.

Граждане могут бесплатно проверить свою кредитную историю не более двух раз в год и не более одного раза — получить на бумажном носителе. За плату можно запрашивать свою кредитную историю любое количество раз и без указания причин. Стоимость разная — обычно от 300 рублей.

Как запросить кредитную историю

Вариант первый. Отправить запрос в Центральный каталог кредитных историй с указанием адреса электронной почты, на который будет направлен ответ, и кода субъекта кредитных историй. Это пароль из цифр и буквенных символов, который формирует заемщик при заключении кредитного договора. Также он может быть прописан в приложении к договору. Важно! Центральный каталог кредитных историй направляет ответ только по электронной почте.

Вариант второй. Узнать контакты ваших БКИ можно на портале «Госуслуги». Для этого нужно зарегистрироваться на портале и подтвердить учетную запись. Затем подать заявление на получение электронной услуги. В случае наличия кредитной истории в БКИ в ответе будут ссылки на их официальные сайты.

Вариант третий. Указанную информацию также можно получить, обратившись в банк, микрофинансовую организацию и БКИ.

Как обновляется кредитная история?

Финансовые организации сообщают БКИ сведения о каждом событии по вашим обязательствам – погашение, просрочка платежей, оформление нового кредита, отказ по нему, изменение условий договора и т.п. По закону они должны предоставить информацию в течение 5 рабочих дней (с января 2022 года – в течение 3 рабочих дней), а БКИ обязано внести ее в кредитную историю в течение 1 дня.

Если с момента закрытия последнего кредита прошло 10 лет, а за новыми займами вы не обращались (считаются не только открытые кредиты, но и отказы) и ничего не покупали в рассрочку, то кредитная история обнуляется.

С января 2022 года записи кредитной истории (отдельно по каждому обязательству) будут удаляться через 7 лет после последнего изменения информации в них.

Как исправить ошибки в кредитной истории

Бывают случаи, когда в кредитной истории допущены ошибки. Они могут носить как технический характер, так и быть связаны с мошенническими действиями, когда без участия заемщика на его имя оформили кредитный продукт.

  • Что делать, если старый заем в кредитной истории помечен как действующий или в ней числятся просрочки по платежам, хотя заемщик вносил деньги вовремя.

Напишите заявление в БКИ с просьбой исправить информацию в кредитной истории. Также можно связаться с кредитором для прояснения ситуации. После подтверждения информации от кредитора БКИ внесет изменения в кредитную историю. С января 2022 года оспаривать сведения в кредитной истории можно будет непосредственно через кредитора.

  • Что делать, если в кредитной истории есть сведения о займе, который вы не брали.

Письменно попросите БКИ и кредитора разобраться в ситуации. Для надежности аналогичные письма можно отправить в Банк России и Роспотребнадзор. Если выяснится, что заем оформлялся без вашего участия, а деньги на ваш счет не поступали, запись в кредитной истории будет скорректирована.

Когда речь идет о мошенничестве с использованием украденных личных данных, стоит также обратиться в правоохранительные органыи дать им все необходимые пояснения. В таких случаях не стоить жалеть своего времени. Возможно, именно благодаря вам преступников найдут, а другие граждане не пострадают.

Как улучшить кредитную историю

Отсутствие платежной дисциплины может привести к новым долгам и лишним расходам. Новый кредит, кредитная карта, разрешенный овердрафт (возможность тратить по дебетовым картам больше, чем есть насчету), микрозаймы – вот самые распространенные инструменты, чтобы исправить досье заемщика. Только в этот раз платить нужно в срок. Иначе никак.

Самый безболезненный для бюджета вариант — изначально ответственно подходить к кредитам, пользоваться ими, только когда это действительно необходимо и финансовые возможности позволяют вовремя платить по счетам.

 Консультацию и практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей, можно получить:

  • в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106;
  • в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10 тел. 77-20-38;

Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

 Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

 Дополнительно сообщаем, что в рамках проекта «МФЦ – новые возможности» всем категориям граждан (независимо от их социального положения, статуса, места проживания на территории Новгородской области) предоставлена возможность получить консультации «из первых рук» от наиболее квалифицированных специалистов Роспотребнадзора, обсудить напрямую проблемы и вопросы посредством видеосвязи.

         Онлайн консультирование проводится еженедельно по четвергам с 10.00 до 13.00, для консультации необходимо обратиться в один из центров «Мои Документы»: подать заявку и принять участие в онлайн-консультации вам помогут специалисты МФЦ (при обращении необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность).

 Информация по данным сайта моифинансы.рф