ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 74 на проект решения Думы Шимского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2016»

Наименование:ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 74 на проект решения Думы Шимского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2016»
Дата:09.12.2015

 

КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА

Шимского муниципального района

(Контрольно-счётная палата)

ул.Новгородская, д.21, р.п. Шимск,

Новгородская обл., Россия, 174150

 

Тел. (881656)54400

 Emailksp_shimsk@mail.ru                             __________________________________________________________________

От  09.12.2015   № 257                                                                         Председателю Думы    

на  № М19-54-и/д        от   30.11.2015               Шимского  муниципального  района

              Ю.И. Кондратьеву

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 74

на проект решения Думы Шимского муниципального района

«О бюджете муниципального района на 2016»

 

09.12.2015                                                                                                р.п. Шимск

 

Заключение по проекту решения Думы Шимского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2016год» (далее –заключение) подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 17 решения Думы Шимского муниципального района от 05.12.2013 № 269 «Положение о бюджетном процессе в Шимском муниципальном районе» (с учетом изменений от 28.05.2014 № 329, от 10.11.2014 №353, от 12.10.2015 № 8) (далее-Положение о бюджетном процессе),   п. 2 ч. 1 ст. 8 Положения о Контрольно-счётной палате Шимского муниципального района, утвержденного решением Думы Шимского муниципального района от 16.11.2011 № 90 (с учетом изменений от 13.07.2012 № 152), п. 1.1. ч. 1 Плана работы Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района на 2015 год, утвержденного приказом Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района от 29.12.2014 года № 24, иными нормативными правовыми актами.

 

 

 

  1. Общие положения

Проект решения Думы Шимского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2016 год» (далее –Проект решения о бюджете, Проект бюджета) внесен на рассмотрение в Думу Шимского муниципального района – 27.11.2015 г. (исх. № 427)  с соблюдением срока, установленного ст. 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) и п. 2 решения Думы Шимского муниципального района от 12.10.2015 №8 «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в Шимском муниципальном районе» (не позднее 30 ноября 2015 года).

При подготовке заключения Контрольно-счётная палата Шимского муниципального района (далее- Контрольно-счётная палата) основывалась на соответствии Проекта бюджета нормам действующего бюджетного законодательства, проекту областного бюджета, прогнозу социально-экономического развития   Шимского муниципального района на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее – Прогноз социально-экономического развития), Основным направлениям бюджетной политики в Шимском муниципальном районе на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов и основным направлениям налоговой  политики в Шимском муниципальном районе на 2016 год и плановый период 2017 и 2018годов (далее — основные направления бюджетной и налоговой политики).

При проведении сравнительного анализа  были использованы   плановые показатели по доходам и расходам Проекта бюджета и  соответствующие показатели бюджета района за 2012, 2013 и 2014 годы, использовались данные уточненного бюджета района на 2015 год (по состоянию на 18.11.2015) в редакции решения Думы муниципального района от  18.11.2015 № 20 «О внесении изменений в решение Думы муниципального района от 24.12.2014 №373»( далее –уточненный бюджет на 2015 год), а также  ожидаемое исполнение  показателей  бюджета за 2015 год.

В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проанализирована работа Комитета финансов Шимского муниципального района (далее – Комитет финансов), главных администраторов доходов и главных распорядителей средств бюджета по планированию соответствующих показателей проекта бюджета, а также оценено состояние нормативной правовой и методической базы, регулирующей порядок формирования и расчетов основных показателей проекта бюджета.

Проект решения о бюджете представлен Думой муниципального района на заключение в Контрольно-счётную палату в срок, установленный статьей 17 Положения о бюджетном процессе  с учетом п.2 Решения Думы Шимского муниципального района от 12.10.2015 № 8 «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в Шимском муниципальном районе».

  1. Параметры прогнозных показателей социально-экономического развития района на 2016-2018 годы.

В составе документов к проекту решения представлены прогнозные показатели социально-экономического развития Шимского муниципального района на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018годов, одобренные постановлением Администрации района №847от 24.11.2015 года. Также представлены итоги социально-экономического развития за 9 месяцев 2015 года. Прогноз социально-экономического развития в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РФ является основой для разработки проекта бюджета.

Представленные предварительные итоги социально-экономического развития за 2015 год (оценка) свидетельствуют о положительной динамике и об улучшении по сравнению с предыдущим периодом (2014 годом) таких показателей социально-экономического развития как: объем отгруженных товаров промышленного производства, фонд заработной платы, оборот розничной торговли, оборот общественного питания,  объем платных услуг.

В прогнозе социально-экономического развития приведено 14 основных показателей. Показатели представленного прогноза социально-экономического развития имеют в основном положительную динамику.

Объем валового регионального продукта (далее-ВРП) в 2015 году по предварительной оценке  составит 1006,0 млн. руб. (0,5%  от ВРП области).  В расчете на душу населения он составит 86,2 тыс. рублей.  Темп роста составит 105 % к уровню прошлого года.

В прогнозируемом периоде 2016-2018 годов  планируется ежегодно увеличивать объём ВРП, в среднем  на 109%.Основную долю в структуре ВРП составляют сельское хозяйство (35%) и торговля (22%).

Согласно представленному прогнозу рост объемов отгруженной продукции промышленного производства в 2015 году превысит  ожидаемый уровень  2014 года  на 46,7 процента  и  составит 239млн. рублей.

В объеме промышленного производства района на обрабатывающие производства приходится 56,5 %  (134,98 млн. рублей). Наибольший удельный вес в       обрабатывающей отрасли приходится на производство пищевых продуктов — 78,5 % (106,0 млн. руб.). Производство прочих неметаллических изделий за 2015 год составит 12,7%. Объем производства по издательской деятельности по предварительным прогнозам составит 1,08 млн. руб. (60%).

По предварительной оценке в 2015 году оборот розничной торговли и общественного питания  на территории района составит 742,0 млн. руб. и 32,2 млн. руб. соответственно, роста оборота розничной торговли по ожидаемой оценке в 2015 году и прогнозным показателям 2016-2018 годов не ожидается (в сопоставимых ценах).  На прогнозируемый период темпы роста индекса физического объема будут постепенно увеличиваться.

Объем платных услуг населению по ожидаемой оценке в 2015 году планируется в размере 65,9 млн. руб. по предприятиям с учетом малого и среднего бизнеса. Индекс дефлятор объема по платным услугам населению по ожидаемой оценке 2015 года увеличится к предыдущему году на 4,8 %. По прогнозной оценке в 2016 -2018 годы объем платных услуг будет увеличиваться к предыдущему году со 101,37% в 2016 году  до 102,92% в 2018 году.

По основным показателям, характеризующим уровень жизни населения, наблюдается следующее:

Среднесписочная численность работающих по району по прогнозной оценке не меняется начиная с отчетных данных 2013 года и составит 6,7 тыс. человек, в том числе занятых в экономике -3,5 тыс. человек.

Фонд оплаты труда по району на 2016 год спрогнозирован в объеме 668,0 млн. рублей, с ростом к оценке 2015 года на 0,5% и к отчетным данным за 2014 год на 2,0 процента. На планируемые периоды 2017 и 2018 годов также прогнозируется увеличение фонда заработной платы ежегодно на 2,0 млн. рублей или на 0,3 %.

В прогнозируемом периоде среднемесячная номинальная начисленная заработная плата будет увеличиваться ежегодно на 112%.

Уровень безработицы в 2016-2018годы по прогнозу будет на ожидаемом уровне 2015 года и составит 1,0% от численности населения.

В составе документов представлена ожидаемая оценка исполнения бюджета Шимского муниципального района за 2015 год, согласно которой доходы составят 372,3 тыс. рублей, расходы – 380,8 тыс. рублей.

 

3.Общая характеристика проекта решения Думы Шимского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2016 год»

3.1. Анализ соответствия проекта решения «О бюджете муниципального района на 2016 год», документов и материалов, представленных одновременно с ним, БК РФ, Положению о бюджетном процессе и иным  нормативным правовым актам

Перечень документов и материалов, представленных одновременно с Проектом решения о бюджете, в целом соответствует ст. 184.2 БК РФ и ст. 14  Положения о бюджетном процессе.

Проект решения о бюджете содержит основные характеристики и показатели бюджета района, которые определены ст. 184.1 БК РФ.

Проект решения о бюджете составлен исходя из показателей прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной и налоговой политики, на основании муниципальных программ Шимского муниципального района.

Таким образом, положения ч. 2 ст. 172 БК РФ при формировании проекта бюджета района соблюдены.

Проект решения в целом сформирован с учетом требований приказа Министерства финансов РФ от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», что соответствует положению ч. 1 ст. 18 БК РФ.

По результатам экспертизы Проекта бюджета  Контрольно-счетная палата отмечает следующее.

Представленный Проект бюджета составлен сроком на 1 год (на очередной финансовый год), что соответствует статье 169 БК РФ, Федеральному закону от 30.09.2015 N 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Перечень утверждаемых в Проекте бюджета доходов соответствует статьям 41, 61.1, 62 БК РФ.

Расходы бюджета района, предусмотренные проектом, сформированы в соответствии с требованиями статьи 65 БК РФ.

При формировании бюджета соблюдены принципы сбалансированности бюджета и общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 33 и 35 БК РФ).

 

Анализ текстовых положений проекта решения о бюджете показал:

 

Проект решения о бюджете включает 41 пункт и 10 приложений.

       Установленный Проектом решения о бюджете объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда Шимского муниципального района соответствует требованиям ч. 5 ст. 179.4 БК РФ.

       Предельный объем муниципального внутреннего долга района (п. 37 Проекта решения о бюджете) предусмотрен в соответствии с ограничениями, установленными ст. 107 БК РФ.

В соответствии со ст. 111 БК РФ установлен объем расходов на обслуживание муниципального долга района (ст. 25 проекта). Объем расходов на обслуживание муниципального долга района на 2016 год соответствует текстовой части Проекта решения о бюджете и Приложений № 6,7,8:

Требование об установлении объема расходов на обслуживание муниципального долга района, не превышающего 15% объема расходов бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, соблюдено.

Приложением 10 к Проекту решения о бюджете утверждена Программа муниципальных внутренних заимствований на 2016 год, что соответствует положениям ст. 110.1 БК РФ.

 

3.2. Имеются следующие замечания по текстовой части проекта решения о бюджете:

  1. Установлено не соблюдение положений ст. 184.1 и  ч. 3 ст. 81 БК РФ в части не  установления Проектом решения о бюджете размера резервного фонда Администрации района на 2016 год.

 

Предлагаем дополнить Проект решения о бюджете пунктом об  установлении резервного фонда в размере 577,1 тыс. рублей.

 

  1. 2. В соответствии с ч. 5 ст. 179.4 БК РФ предлагаем внести поправку в п. 18 Проекта решения о бюджета и изложить словосочетание  « …дорожного фонда…» в редакции  «…муниципального дорожного фонда…».

 

  1. Пунктом 19 Проекта решения о бюджете предусмотрено предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в порядке, установленном Администрацией Шимского муниципального района.

Однако в ст. 78 БК РФ  объектами, получающими субсидии, определены и физические лица, что не учтено в п. 19 Проекта решения о бюджете.

Также в абз. 2 и 3 данного пункта отмечено, что в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Шимском муниципальном районе» муниципальной программы ««Обеспечение экономического развития Шимского муниципального района на 2014– 2016годы» (далее –подпрограмма) субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию части затрат, связанных с приобретением основных средств в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) что не соответствует п.1.3. р.1 Порядку, установленному Администрацией Шимского муниципального района (Постановление Администрации района от 04.07.2014 № 553) где указано что субсидии предоставляются «… в целях возмещения затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности«.

С учетом изложенного, предлагается в п. 19 Проекта решения о бюджете внести соответствующие изменения.

 

  1. В пп. 2) п.36 Проекта решения о бюджете утвержденный верхний предел муниципального внутреннего долга муниципального района на 1 января 2017 года указанный в сумме 5700,0 тыс. рублей не соответствует программе муниципальных внутренних заимствований муниципального района на 2016 год, где предусмотрено погашение коммерческого кредита в размере 3000,0 тыс. рублей, следовательно, верхний предел муниципального внутреннего долга муниципального района  на 1 января 2017 года составит 2700,0 тыс. рублей.

С учетом изложенного, предлагается в пп. 2) п. 36 Проекта решения о бюджете внести соответствующие изменения.

 

  1. Проектом решения о бюджете не приняты к сведению установленные областным законом «Об областном бюджете на 2016 год» дифференцированные нормативы отчислений в бюджет Шимского муниципального района от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, на 2016 год в размере 0,0999 % .

 

Предлагаем дополнить Проект решения о бюджете соответствующим пунктом.

 

  1. В Приложении 7 проекта решения о бюджете некорректно обозначен очередной финансовый год -2015 год, следует указать -2016 год.

 

  1. Установлено не соответствие общего объема расходов на исполнение муниципальных программ на 2016 год, изложенные в строке 1 Приложения 8 к Проекту решения о бюджете:

 

Целевые программы муниципальных образований 2016 год,

( тыс. рублей)

Проект решения о бюджете 228596,4
Данные финансово-экономической экспертизы 178560,2
Отклонение 50036,2

 

  1. В соответствии с п.4 ст.21 БК РФ перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет Муниципальных программ для местного бюджета устанавливаются финансовым органом муниципального образования.

Согласно Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции  Приказа Минфина России от 08.06.2015 N 90н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н» структура кода целевой статьи расходов соответствующего бюджета устанавливается с учетом положений Указаний  и включает:

код программной (непрограммной) статьи (8 — 12 разряды кода классификации расходов бюджетов);

код направления расходов (13 — 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

В Приложении №8 к Проекту решения о бюджете распределение средств, за счёт реализации утвержденных Муниципальных программ  не соответствует Проекту решения о бюджете по 8-12 разряду кода целевой статьи расходов бюджетов:

 

Муниципальная программа Предлагаемая редакция  в соответствии с задачей, изложенной в утвержденной редакции Муниципальной программы

Задача (01)

Редакция Проекта решения о бюджете

 

 

 

 

 

 

 

Задача (02)

«Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог местного значения Шимского муниципального района, повышение безопасности дорожного движения в Шимском муниципальном районе, организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на 2014-2016 годы» Обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования местного значения

 

Структура кода классификации расходов бюджетов по 8-12 разряду –

73 1 01 00000

Обеспечение государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения

 

 

Структура кода классификации расходов бюджетов по 8-12 разряду –

73 1 02 00000

«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Шимском муниципальном районе на 2014-2016 годы» Создание, сохранение и использование резерва материальных ресурсов в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Структура кода классификации расходов бюджетов по 8-12 разряду –

74 0 02 0000

 

Создание, сохранение и использование резерва материальных ресурсов в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Структура кода классификации расходов бюджетов по 8-12 разряду –

74 0 02 23730

 

 

Предлагаем внести в Приложение №8 к Проекту решения о бюджете соответствующие изменения.

 

При подготовке Основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 года), Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р), государственных программ Российской Федерации (далее — государственные программы), а также Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Основные параметры консолидированного бюджета муниципального района и бюджета муниципального района представлены в Таблице 1:

Таблица 1

(в тыс. рублей)

Наименование доходов Проект бюджета

2016 года

 
Доходы консолидированного дохода бюджета муниципального района, всего 286553,6
в том числе:

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета муниципального района

99332,2
 Безвозмездные поступления 187,22
Доходы бюджета муниципального района, всего 228596,4
в том числе

Налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального района

75408,2
Расходы консолидированного дохода бюджета муниципального района, всего 286553,6
Расходы бюджета муниципального района, всего 228596,4

 

В составе доходов консолидированного бюджета 2016 года налоговые и неналоговые  доходы  составляют 99332,2 тыс. рублей (34,7% от общей суммы консолидированного дохода), из них налоговые доходы 80718,2 тыс. рублей  (81,3% от суммы налоговых и неналоговых доходов), неналоговые доходы  18614,0 тыс. рублей (18,7% от суммы налоговых и неналоговых доходов).

По сравнению с плановым показателем консолидированного бюджета в 2015 году, прогнозируемые в 2016 году налоговые и неналоговые доходы увеличатся на 5407,6 тыс. рублей или 5,7% (в основном за счет увеличения поступлений земельного налога в связи с повышением кадастровой стоимости земель).

Поступления в бюджет налога на доходы физических лиц на 2016 год прогнозируются  исходя из его ожидаемого исполнения за 2015 год, увеличенного на коэффициент роста фонда оплаты труда в 2016 году.

Объем поступлений налога на доходы физических лиц на 2016 год прогнозируется в сумме 61082,7 тыс. рублей, в том числе в бюджет муниципального района в сумме 55347,7 тыс.руб..

Норматив распределения налога на доходы физических лиц на 2016 год в консолидированный бюджет муниципального района составляет 73%, в том числе в бюджет муниципального района с территории городского поселения-63%, с территории сельских поселений – 71%, в бюджет городского поселения поселения-10%, сельских поселений-2%.

Нормативы отчислений в местные бюджеты установлены, исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований.

Объем поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты на 2016 год прогнозируется в сумме 3863,5 тыс.рублей, в т.ч. в бюджет муниципального района – 2108,5 тыс.рублей.

Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2016 год прогнозируется в сумме 4300,0 тыс. рублей. Расчет произведен исходя из ожидаемого поступления за 2015 год.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в полном объеме зачисляется в бюджет муниципального района.

Поступление доходов от патентной системы налогообложения определено на 2016 год исходя из его ожидаемого поступления в 2015 году и индекса роста потребительских цен и составит  — 100,0 тыс. рублей.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, по нормативу 100% зачисляется в бюджет муниципального района.

Поступление налога на имущество физических лиц на 2016 год прогнозируется в сумме 1665,0 тыс.рублей. Расчет суммы налога произведен  исходя из прогноза поступлений городским и сельскими поселениями с учетом погашения части недоимки по налогу. Налог на имущество физических лиц в полном объеме зачисляется в бюджеты поселений.

Поступление земельного налога в  2016 году  прогнозируется в сумме 8520,0 тыс.рублей. В основу расчета земельного налога принят прогноз поступлений, предоставленный городским и сельскими поселениями с учетом погашения части недоимки по налогу.

В расчетах прогноза доходов консолидированного бюджета на 2016 год  неналоговые доходы составят 18614,0 тыс.  рублей.

Поступления в консолидированный бюджет доходов от арендной платы за земли на 2016 год прогнозируются в сумме 3904,0 тыс. рублей, в том числе в бюджет муниципального района – 2273,0 тыс. рублей, из них:

— от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах сельских поселений- 570,0 тыс. рублей (по нормативу отчислений– 100%);

-от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах городского поселения- 1630,0 тыс. рублей (по нормативу отчислений – 50%);

— за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального района -73,0 тыс.рублей.

Поступления в консолидированный бюджет доходов от продажи земельных участков прогнозируется на 2016 год в объеме 10000,0 тыс. рублей, в том числе в бюджет муниципального района 5500,0 тыс. рублей, из них :

— от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах сельских поселений-3200,0 тыс. рублей (по нормативу отчислений – 100%);

— от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах городского поселения -1900,0 тыс. рублей (по нормативу отчислений – 50%);

— от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального района -400,0 тыс.рублей.

 

Другие источники доходов составляют небольшой объем в общей сумме доходов и  расчет их сделан исходя из ожидаемого исполнения за 2015 год, динамики поступления за предыдущие годы, прогнозных данных, представленных главными администраторами доходов бюджета.

 

Общий объем расходов консолидированного бюджета муниципального района на 2016 год определен в сумме 286533,6 тыс. рублей.

 

3.2.Ожидаемое исполнение бюджета Шимского муниципального района

за 2015 год

          В соответствии с ожидаемым исполнением бюджета муниципального района  за 2015 год доходная часть бюджета по уточненному плану будет исполнена на 372294,7 тыс. рублей (99,9%) , расходная – на 380808,7 тыс. рублей. Дефицит бюджета составит 8514,0 тыс. рублей (соответствует уточненному бюджету).

        Между тем, динамика исполнения бюджета в 2015 году свидетельствует, что по некоторым налоговым и неналоговым доходам утвержденные решением о бюджете значения будут недовыполнены:

— налог на доходы физических лиц (95,2%),

— акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (91,0%),

— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (84,6%),

— налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения (48%),

— доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну муниципального района (83%),

— прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности муниципального района (40,8%)

— доходы от реализации имущества,  находящегося в собственности муниципального района (43,7%),

—  доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального района (12,3%),

-штрафы, санкции, возмещение ущерба (57,6%).

по некоторым – перевыполнены:

— государственная пошлина (116,75),

доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах поселений (188,2%),

-доходы от оказания платных услуг – (223,2%),

-доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах поселений (172,0%).

В общем объеме ожидается невыполнение уточненных плановых показателей по собственным доходам на сумму 394,3 тыс. рублей (99,5%).

 

3.3. Основные характеристики и структурные особенности Проекта решения Думы Шимского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2016 год»

Параметры бюджета муниципального района на 2016 год рассчитаны исходя из показателей, отраженных в прогнозе социально-экономического развития района на 2016-2018 годы.

          Проектом решения о бюджете предлагается утвердить основные характеристики бюджета на 2016 год:

общий объем доходов в сумме – 228596,4 тыс. рублей,

общий объем расходов в сумме – 228596,4тыс. рублей,

дефицит бюджета района в сумме – 0,0 тыс. рублей;

 

Динамика основных показателей бюджета района  по данным отчетов об исполнении за 2012- 2014 годы, ожидаемого исполнения бюджета на 2015 год  и прогнозных показателей на 2016 год приведена в Таблице 2:

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

(в тыс. рублей)

Показатель

 

Исполнение

Бюджета 2012г.

Исполнение

Бюджета 2013г

Исполнение

Бюджета 2014г

Ожидаемое исполнение бюджета на 2015г. Проект бюджета на 2016 год Темп роста  (снижения)к предыдущему году, %
    к 2012 г. к 2013 г. к 2014 г. к ожидаемому исполнению бюджета на 2015 г.
Доходы 244868,2 298915,8 293297,2 372294,7 228596,4 93,4 76,5 77,9 61,4
Расходы 253266,2 295216,9 292964,4 380808,7 228596,4 90,3 77,4 78,0 60,0
Дефицит «-», профицит «+» -8398,0 +3698,9 +332,8 8514,0 0 х х х х

Общий объем доходов в Проекте бюджета на 2016 год предусмотрен в сумме 228596,4 тыс. рублей.

По Проекту бюджета в 2016 году по сравнению:

с фактическими показателями 2013 года доходы снизятся на 70319,4 тыс. рублей, или на 23,5%,

с фактическими показателями 2014 года доходы снизятся на 64700,8 тыс. рублей, или на 22,1%,

с ожидаемым исполнением бюджета в 2015 году снизятся на 143698,3 тыс. рублей, или на 38,6%.

Общий объем расходов в Проекте бюджета на 2016 год предусмотрен в сумме 228596,4 тыс. рублей.

По Проекту бюджета в 2016 году по сравнению:

с фактическими показателями 2013 года расходы уменьшатся на 66620,5 тыс. рублей, или на 22,6%,

с фактическими показателями 2014 года уменьшаться на 64368,0 тыс. рублей, или на 12,0%.,

с ожидаемым исполнением бюджета в 2015 году уменьшатся на 152212,3 тыс. рублей, или на 40%.

 

Проект бюджета на 2016 год сбалансирован по доходам и расходам.

 

Анализ значений основных параметров  бюджета  позволяет сделать вывод:

Общие доходы бюджета района  в 2016 году по отношению к ожидаемому исполнению 2015 года снижаются  на 38,6%.

Налоговые доходы в 2016 году планируются выше уровня ожидаемого исполнения в 2015 году на 107,8%.

Неналоговые доходы в 2016 году к ожидаемому исполнению в 2015 году снизятся на 18,3%.

Планируется сократить расходы в 2016 году  относительно  ожидаемого исполнения в 2015 году на 40 %,  относительно показателей  2014 года расходы снизятся на 12%.

Доля межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  также имеет тенденцию  к снижению от 71,9 % прогнозируемой суммы на 2015 год до самого низкого уровня в 2016 году  (60,9%).

В 2016 году доля межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в общем объеме доходов  планируется быть  — 67,0%, т.е. ниже ожидаемого уровня исполнения в 2015 году(80,29%) на 13,2%.

Динамика основных параметров бюджета и отдельных показателей  муниципального района  за период с 2011 по 2016 годы приведена в Приложении № 1 к настоящему заключению.

 

  1. доходы бюджета муниципального района

4.1. Общая характеристика доходной базы Проекта бюджета муниципального района

Налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального района в 2016 году прогнозируются в объеме 75408,2 тыс. рублей. По сравнению с бюджетными назначениями 2015 года (74047,3 тыс. рублей) налоговые и неналоговые доходы увеличиваются на 1360,9 тыс. рублей, к фактическим показателям 2014 года (77075,2 тыс. рублей) уменьшаются на 1667,0 тыс. рублей, или на 2,2%. Основную долю в собственных доходах бюджета муниципального района в 2016 году, по-прежнему, будут составлять доходы от уплаты налога на доходы физических лиц(55347,7 тыс. рублей) – 73,4% (в 2014 году данный показатель составлял – 77,5%), доходы от продажи материальных  и нематериальных активов(7600,0 тыс. рублей) – 10,1% (в 2014 году данный показатель составлял – 7,7%),  налогов на совокупный доход(4529,0 тыс. рублей) – 6,0% (в 2014 году данный показатель составлял – 6,8%),.

Безвозмездные поступления в бюджет муниципального района в 2016 году прогнозируются в объеме 153188,2 тыс. рублей. По сравнению с бюджетными назначениями 2015 года (298641,7тыс. рублей) объем безвозмездных поступлений уменьшится на 145453,5 тыс. рублей, или на 48,7%, к фактическим показателям 2014 года(216222,0 тыс. рублей)  также наблюдается снижение на 63033,8 тыс. рублей, или на 29,2%.

Данные о поступлении доходов в бюджет муниципального района и изменение соотношения доходов районного бюджета в 2016 году представлены в Приложении № 2 к настоящему Заключению.

 

4.2. Прогноз налоговых доходов бюджета в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации

         4.2.1.Проектом решения о бюджете  не предусматривается утверждение налоговых  доходов в разрезе доходных источников.

Анализ налоговых доходов проведен в соответствии с представленными расчетами, и пояснительной запиской к проекту решения.

Проектом бюджета предлагается утвердить на 2016 год налоговые доходы в сумме 62925,2 тыс. рублей. В структуре налоговых доходов основной удельный вес продолжает занимать налог на доходы физических лиц (55347,7 тыс. рублей) или 88,0%.

 

Налог на доходы физических лиц

Поступление налога на доходы физических лиц в 2016 году в бюджет муниципального района прогнозируется в объеме 55347,7 тыс. рублей с увеличением к плановым показателям 2015 года (54930,0 тыс. рублей) на 417,7 тыс. рублей, или на 0,8%, и снижением к фактическим показателям 2014 года(59696,0 тыс. рублей)  на 4348,3 тыс. рублей, или на 7,3%.

В соответствии с пояснительной запиской к Проекту решения о бюджете, в основу расчета налога на доходы физических лиц заложены прогнозные показатели ожидаемого исполнения за 2015 год, увеличенный на коэффициент роста фонда оплаты труда в 2016 году. Для определения налогооблагаемой базы фонд заработной платы труда уменьшен на сумму стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, а также на доходы, не подлежащие налогообложению.

 

Акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.

В целях формирования дорожных фондов в муниципальных образованиях области району передан дифференцированный норматив отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации на 2016 год в размере 0,0999%. Учитывая изложенное, поступление акцизов в бюджет муниципального района прогнозируется на 2016 год в сумме 2108,5 тыс. рублей. Доля акцизов в общем объеме налоговых доходов бюджета муниципального района составит: по прогнозу на 2016 год – 3,35%.

 

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Расчет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2016 год произведен на основе действующего налогового законодательства с учетом принятия решения Думы Шимского муниципального района  от 17.11.2005 N 11 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»

В соответствии со ст. 61.1. БК РФ норматив отчислений в районный бюджет налога на вмененный доход составляет 100 процентов. Расчет налога произведен по базовой доходности, и с применением корректирующих коэффициентов, принятых в соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской  Федерации  решениями представительных органов муниципальных районов в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской  Федерации.

С учетом изложенного, поступление налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2016 год в бюджет муниципального района планируется в объеме 4300,0 тыс. рублей со снижением  на 17,3 % к утвержденным плановым показателям 2015года. В соответствии с пояснительной запиской к Проекту решения о бюджете, в основу расчета налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности  заложены прогнозные показатели ожидаемого исполнения за 2015 год.

Единый сельскохозяйственный налог

Поступление единого сельскохозяйственного налога в 2016 году планируется в сумме 129,0 тыс. рублей, что ниже ожидаемой оценки 2015 года (183,0 тыс. рублей) на 54 тыс. рублей.

Доля единого сельскохозяйственного налога в объеме налоговых доходов бюджета муниципального района незначительна и составляет 0,2 %.

 

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов

Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в 2016 году планируется в сумме 100,0 тыс. рублей, что выше ожидаемой оценки 2015 года (48,0 тыс. рублей) на 52 тыс. рублей. В соответствии с пояснительной запиской к Проекту решения о бюджете поступление доходов от патентной системы налогообложения определено исходя из ожидаемого поступления в 2015 году с учетом индекса роста потребительских цен и увеличения числа плательщиков.

Государственная пошлина

Расчет государственной пошлины на 2016 год произведен в соответствии с главой 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации «Государственная пошлина».

В соответствии со статьей 61.1 БК РФ  норматив отчислений в бюджет муниципального района составляет 100 процентов.

Поступление государственной пошлины в 2016 году планируется в сумме 940,0 тыс. рублей, что ниже ожидаемой оценки 2015 года на   110,0 тыс. рублей (на 10,5%).

 

4.2.2. Анализ неналоговых доходов районного бюджета

Общий объем неналоговых доходов бюджета района прогнозируется:

на 2016 год – в сумме 12483,0 тыс. рублей.

 

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

В соответствии с положениями БК РФ в бюджет района поступают:

-доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 100%,

-доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 50 %,

-доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, — по нормативу 100 процентов;

-доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — по нормативу 50 процентов.

 

Доходы от использования имущества, находящегося в собственности муниципального района, а также доходы от продажи имущества, находящегося в казне муниципального района в полном объеме зачисляются в бюджет муниципального района.

В пояснительной запиской к Проекту решения о бюджете доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на оперативном управлении муниципальных органов поступающие в бюджет муниципального района запланированы в 2016 году в сумме 4498,0 тыс. рублей, в общей сумме неналоговых доходов они составляют – 36%.

          В пояснительной записке к проекту о бюджете расчет данного вида доходов не представлен.

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

          

В пояснительной записке к проекту решения о бюджете не сообщаются виды доходных источников в разрезе  прогнозируемых поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет муниципального района запланировано по нормативу 40,0 %.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду прогнозируется в бюджет муниципального района в 2016 году в сумме 85,0 тыс. рублей со снижением на 35% к исполнению 2015 года.

Причины снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду в пояснительной записке к проекту решения о бюджете не приводятся.

 

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

            Поступление данного вида неналоговых доходов  в бюджет муниципального района в 2016 году не планируются.

Исполнение за 9месяцев 2015 года (Постановление Администрации района от 20.10.2015 № 776»Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального района за 9 месяцев 2015 года) по данному виду неналоговых доходов составило 122,3 тыс. рублей.

 

             В пояснительной записке к проекту о бюджете расчет данного вида доходов не представлен.

 

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

       Доходы от продажи материальных и нематериальных активов запланированы на 2016 год – в сумме 7600,0 тыс. рублей со снижением на 2257,0 тыс. рублей, или на 22,9% к ожидаемому уровню 2015 (9857,0 тыс. рублей) и с увеличением на 28,0%  к исполнению 2014 года (5935,1 тыс. рублей).

 

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Поступление штрафов, санкций, возмещения ущерба на 2016 год прогнозируется в сумме 300,0 тыс. рублей, выше ожидаемой оценки 2015 года на 40,0 тыс. рублей.

 

4.2.3.  Анализ доходов, получаемых  бюджетом муниципального района  в виде безвозмездных поступлений

Законопроектом «Об областном бюджете на 2016 год» бюджету Шимского муниципального района района  планируется предоставить межбюджетные трансферты в следующих формах: дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты.

Общий объем безвозмездных поступлений в бюджет в 2016году прогнозируется в сумме 153188,2 тыс. рублей, что составит к плановому уровню 2015 года 51,3%.

Удельный вес безвозмездных поступлений в доходах бюджета муниципального района в 2016 году составит 53,5%.

В проекте решения все распределенные межбюджетные трансферты из проекта закона Новгородской области «Об областном  бюджете на 2016 год» отражены в полном объеме.

 

 

 

 

  1. Расходы бюджета муниципального района

Общая характеристика расходной части бюджета муниципального района

Расходы бюджета муниципального района на 2016 год спрогнозированы в объеме 228596,4 тыс. рублей.

Анализ расходов бюджета муниципального района и их изменений в разрезе разделов и подразделов классификации расходов представлен в Приложении № 3 к настоящему Заключению.

Анализ динамики расходов бюджета муниципального района по Проекту бюджета показывает, что в целом расходы в 2016 году сокращаются по сравнению с утвержденным бюджетом на 2015 год (с учетом изменений от 18.11.2015 года) на 152606,6 тыс. рублей, или на 40,0 %.

По семи разделам Проекта бюджета муниципального района планируется уменьшить расходы 166021,4 тыс. рублей, в том числе:

— национальная безопасность и правоохранительная деятельность – на 149,5 тыс.рублей, или на 16,4%;

— на жилищно-коммунальное хозяйство – на 14649,6 тыс. рублей, или на 96,6%;

— на образование – на 144480,8 тыс. рублей, или на 59,5%;

— на культуру, кинематографию – на 1400,4тыс. рублей, или на 5,4 %;

— на физическую культуру и спорт – на 312,1тыс. рублей или на 46,2 %;

— на обслуживание государственного и муниципального долга – на 281,1 тыс. рублей или на 51,6%;

— на межбюджетные трансферты – на 4747,9 тыс. рублей или на 30,3 %.

а по 4 разделам проекта – увеличить расходы в целом на 13414,8 тыс. рублей, в том числе:

— на общегосударственные вопросы – на 2265,0 тыс. рублей, или на 7,5 %;

— на национальную оборону – на 9,9 тыс. рублей, или на 4,8%;

— на национальную экономику – на 2075,4 тыс. рублей, или на 104,2 %;

— на социальную политику – на 9064,5 тыс. рублей, или на 19,2%

В структуре общего объема расходов бюджета муниципального района в 2015-2016 годах первое место занимают расходы, направляемые на образование (2015 год – 63,7 %, 2016 год – 43,1 %), второе место – расходы на социальную политику (2015 год – 12,4 %, 2016 год – 24,6 %), третье место — расходы на общегосударственные вопросы (2015 год – 7,9 %, 2016 год – 14,2 %). Проект бюджета на 2016  год так же, как и уточненный бюджет на 2015 год сохраняет социальную направленность, что соответствует основным задачам бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

В следующем бюджетном цикле продолжено программное построение бюджета, что соответствует положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Однако структура расходов бюджета муниципального района в 2016 году характеризуется снижением доли программных расходов  с 89,9% до 78,1%. Неохваченными остались расходы на обеспечение деятельности функционирования высшего должностного лица Шимского муниципального района-Главы Шимского муниципального района, Контрольно-счётной палаты Шимского муниципального района, расходы резервного фонда и расходы в сфере социальной политики.
Общая сумма программного финансирования в общем объеме расходов районного бюджета составит в 2016 году 178560,2 тыс. рублей.

 

Следует отметить, что в ходе экспертизы выявлено не соответствие общего объема расходов на исполнение муниципальных программ на 2016 год, изложенные в Приложении 8 к Проекту решения о бюджете:

 

Целевые программы муниципальных образований 2016 год,

( тыс. рублей)

Проект решения о бюджете 228596,4
Данные финансово-экономической экспертизы 178560,2
Отклонение 50036,2

 

По «непрограммным» направлениям деятельности ГРБС проектом бюджета запланированы расходы на 2016год – в сумме 50036,2 тыс. рублей, что в структуре всех расходов проекта бюджета составит 21,9 %.

Наибольший объём бюджетных обязательств по «непрограммным» расходам в 2016 году сосредоточен в сфере социальной политики (47033,9 тыс. рублей или 94 % от общего объема «непрограммных» расходов).

 

В 2016году в муниципальном районе будет реализовываться 12 муниципальных программ. Информация о бюджетных ассигнованиях на реализацию программных мероприятий 2014 -2016 годов представлена в Таблице 3:

Таблица 3

(в тыс. рублей)

Наименование показателя 2014 год

(факт)

Утверждено в бюджете на 2015 год (с учетом изменений от 18.11.2015 №20) 2016 год
Проект решения о бюджете к

уточненному бюджету на 2015 год, %

Муниципальные программы:        
количество 9 12 12 х
сумма 246193,2 342822,6 178560,2 52,1
Расходы бюджета 292964,4 381203,0 228596,4 60,1
Доля программного

финансирования в

общих расходах

бюджета, %

84,0 89,9 78,1 -11,8%

 

В 2016году программная часть бюджета района составит 178560,2 тыс. рублей Доля программного финансирования в общем объеме расходов бюджета муниципального района в 2016 году снижается до 78,1%, или на 11,8 процентных пункта в сравнении с уточненным бюджетом на 2015 год.

 

«Общегосударственные вопросы»

В Проекте бюджета расходы муниципального района по разделу «Общегосударственные вопросы» предусмотрены на 2016 год в размере 32509,2 тыс. рублей, что выше утвержденной на 2015 год суммы на 2265,0 тыс. рублей, или на 7,5 %.(по сравнению с фактическим исполнением бюджета на 2014 год темп прироста составил – 18,9%). Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета района в 2016 году составит 14,2 % (по уточненному бюджету на 2015 год – 7,9 %).

Ст.81 БК РФ определено, что размер резервных фондов исполнительных органов власти устанавливается решениями о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 % утвержденного указанными решениями общего объема расходов.

В Проекте бюджета по подразделу 01 11 «Резервные фонды» предусматриваются расходы на 2016 год в сумме 577,1 тыс. рублей.  Размер резервного фонда на 2016 год составляет 0,25 % общей суммы расходов, что не противоречит вышеуказанной норме БК РФ.

В 2016 году расходы по разделу «Общегосударственные вопросы»  будут производиться в рамках:

Муниципальных  программ:

— «Совершенствование и развитие местного самоуправления в Шимском муниципальном районе на 2014-2020 годы» в сумме 26195,3 тыс. рублей;

— «Управление муниципальными финансами Шимского муниципального района на 2014-2020 годы» в сумме 3311,6 тыс. рублей

 

Непрограммых расходов:

— функционирование Главы муниципального района в сумме 1376,1 тыс. рублей;

— судебная система в сумме 8,7 тыс. рублей;

— создание резервных фондов в сумме 577,1 тыс. рублей;

— содержание Контрольно-счётной палаты в сумме 1040,4 тыс. рублей.

Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» в соответствии с ведомственной структурой расходов в 2016 году будет осуществлять три

 

главных распорядителя бюджетных средств Администрация района, Контрольно-счётная палата и Комитет финансов.

 

 

 

«Национальная оборона»

В Проекте бюджета расходы бюджета муниципального района по разделу «Национальная оборона» предусмотрены на 2016 год в размере  214,4 тыс. рублей, что выше утвержденной на 2015 год суммы на 9,9 тыс. рублей, или на 4,8%. В 2016 году по сравнению с фактическим исполнением бюджета в 2014 году расходы увеличатся на 10,2 тыс. рублей, или на 5,0%. Расходы  бюджета по данному разделу  в соответствии с ведомственной структурой расходов на 2016 год будет осуществлять Комитет финансов.

В 2016 году все расходы по разделу «Национальная оборона» будут производиться в рамках Муниципальной  программы «Управление муниципальными финансами Шимского муниципального района на 2014-2020 годы».

 

«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»

В проекте бюджета расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» предусмотрены на 2016 год в размере  760,5 тыс. рублей, что ниже утвержденной на 2015 год суммы на 149,5 тыс. рублей, или на 16,5%. В 2016 году по сравнению с фактическим исполнением бюджета в 2014 году расходы сократятся на 190,4 тыс. рублей, или на 20,0%. Расходы  бюджета по данному разделу  в соответствии с ведомственной структурой расходов на 2016 год осуществляет Администрация района.

В 2016 году расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» будут производиться в рамках Муниципальных  программ:

— «Совершенствование и развитие местного самоуправления в Шимском муниципальном районе на 2014-2020 годы» в сумме 723,1 тыс. рублей;

— « Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Шимском муниципальном районе на 2014-2016 годы» в сумме 37,4 тыс. рублей.

 

«Национальная экономика»

Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная экономика» планируются на 2016 год в сумме 4066,4 тыс. рублей, что на 104,2%, или 2075,4 тыс. рублей больше расходов, предусмотренных на текущий год. Доля бюджетных ассигнований по разделу в общих расходах  бюджета на 2015 год составляет 1,8%.

Распределение ассигнований по разделу на 2016 год предусмотрено проектом по следующим направлениям:

-сельское хозяйство и рыболовство – 119,9 тыс. рублей;

— дорожное хозяйство (дорожные фонды) – 3541,5 тыс. рублей;

— другие вопросы в области национальной экономики – 405,0 тыс. рублей.

Расходы  бюджета по данному разделу  в соответствии с ведомственной структурой расходов на 2016 год осуществляет Администрация района.

В 2016 году расходы по разделу «Национальная экономика»  будут производиться в рамках Муниципальных  программ:

— «Развитие агропромышленного комплекса Шимского района на 2014-2020 годы» в сумме 119,9 тыс. рублей;

— «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог местного значения Шимского муниципального района, повышение безопасности дорожного движения в Шимском муниципальном районе, организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на 2014-2016 годы» в сумме 3541,5 тыс. рублей;

— «Развитие системы управления имуществом в Шимском муниципальном районе на 2014-2020 годы» в сумме 255,0 тыс. рублей;

— «Обеспечение экономического развития Шимского муниципального района на 2014-2016 годы» в сумме 150,0 тыс. рублей.

 

«Жилищно-коммунальное хозяйство»

Бюджетные ассигнования по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» планируются на 2016 год в сумме 514,0 тыс. рублей, что на 96,6% меньше расходов, предусмотренных на текущий год.

Проектом бюджета на 2016 год вся сумма бюджетных ассигнований запланирована по подразделу жилищное хозяйство. В 2016 году по сравнению с фактическим исполнением бюджета в 2014 году сократятся расходы сократятся на 32544,2 тыс.рублей, или в 63 раза; из них жилищное хозяйство – на 17856,2 тыс. рублей, или на 97,2%,

коммунальное хозяйство – на 14174,0 тыс. рублей, или на 100%,

Расходы  бюджета по данному разделу  в соответствии с ведомственной структурой расходов на 2016 год осуществляет Администрация района.

В 2016 году все расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство»  будут производиться в рамках Муниципальной  программы «Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Шимского муниципального района на 2015-2017 годы».

 

«Образование»

Расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными и областными законами, а также иными нормативными правовыми актами района, регулирующими вопросы образования.

В проекте расходы бюджета по разделу «Образование» предусмотрены на 2016 год в размере 98417,0 тыс. рублей. Снижение к уровню 2014 года составляет 144480,8 тыс. рублей, или 20,2%. В 2016 году по сравнению с утвержденным бюджетом на 2015 год расходы уменьшатся на 144480,8 тыс. рублей, или на 59,5%.

Доля указанных расходов в общем объеме расходов  бюджета района в 2016 году снизится и составит 43,1% (2015 год (уточненный бюджет) – 63,7%). Расходы  бюджета по данному разделу  в соответствии с ведомственной структурой расходов на 2016 год осуществляет Администрация района.

В 2016 году бюджетные ассигнования по разделу «Образование» предусмотрено направить на финансирование муниципальной пр»граммы»Развитие образования, молодежной политики и спорта в Шимском муниципальном районе на 2014-2020 годы». Доля программных расходов по разделу составляет в 2016 году 100 %.

 

«Культура и кинематография»

В проекте решения бюджетные ассигнования по разделу бюджета «Культура, кинематография» на 2016 год предусмотрены в сумме 24353,9 тыс. рублей, что на 3477,9 тыс. рублей, или на 5,4 % меньше уровня 2015 года. В 2016 году по сравнению с фактическим исполнением 2014 года прогнозируется увеличение расходов на 2077,5 тыс. рублей, или на 9,3 %.

Доля указанных расходов в общем объеме расходов районного бюджета увеличится с 6,8% в 2015 году до 10,7% в 2016 году (в 2014 году данный показатель составлял – 7,6 %).

Расходы по разделу «Культура, кинематография» в соответствии с ведомственной структурой расходов в 2016 году будет осуществлять один главный распорядитель бюджетных средств Администрация района.

В 2016 году все расходы по разделу «Культура, кинематография» будут производиться в рамках Муниципальной  программы «Развитие культуры и туризма Шимского муниципального района на 2014-2020 годы»

 

«Социальная политика»

В соответствии с пояснительной запиской к Проекту решения о бюджете расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными и областными законами, а также иными нормативными правовыми актами района, регулирующими вопросы социальной политики.

В проекте решения расходы бюджета муниципального района по разделу «Социальная политика» предусмотрены на 2016 год в сумме 56207,1 тыс. рублей, что выше утвержденной на 2015 год суммы на 9064,5 тыс. рублей или на 19,2 %. В 2016 году по сравнению с фактическим исполнением бюджета в 2014 году прогнозируется уменьшение расходов на 2230,7 тыс. рублей или на 3,8%.

Удельный вес расходов по разделу «Социальная политика» в структуре общих расходов бюджета муниципального района увеличится с 12,4% уточненного бюджета на 2015 год  до 24,6 %  в 2016 году.

Расходы по разделу «Социальная политика» в соответствии с ведомственной структурой расходов в 2016 году будет осуществлять два главных распорядителя бюджетных средств Администрация района и Комитет по социальной защите населения Администрации Шимского муниципального района.

В 2016 году расходы по разделу «Социальная политика»  будут производиться в рамках:

Муниципальных  программ:

— «Совершенствование и развитие местного самоуправления в Шимском муниципальном районе на 2014-2020 годы» в сумме 670,2 тыс. рублей;

— «Устойчивое развитие сельских территорий в Шимском муниципальном районе на 2014-2020 годы» в сумме 234,8 тыс. рублей;

— «Развитие образования, молодежной политики и спорта в Шимском муниципальном районе на 2014-2020 годы» в сумме 8268,2 тыс.рублей;

 

Непрограммых расходов:

— в сфере социальной политики в сумме 47033,9 тыс. рублей;

 

«Физическая культура и спорт»

По разделу 1100 «Физическая культура и спорт» бюджетные ассигнования на 2016 год планируются в сумме 363,7 тыс. рублей, на 312,1 тыс. рублей, или на 46,2% меньше 2015 года. Снижение расходов в пояснительной записке не объясняются.

 

Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета района составит в 2016 году  0,2%.

Расходы по разделу «Физическая культура и спорт» в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального района на 2016 год будет осуществлять главный распорядитель бюджетных средств- Администрация района.

 

«Обслуживание государственного и муниципального долга»

Расходы на обслуживание муниципального внутреннего долга района (процентные платежи) на 2016 год утверждены в объеме 264,1 тыс. рублей, или со снижением к исполнению за 2014 год на 28%, к уточненному бюджету на 2015 год со снижением на 51,6%.

 

Данные о бюджетных ассигнованиях на обслуживание муниципального внутреннего долга района в 2013 – 2017 годах приведены в следующей Таблице.

 

Таблица 4

  Исполнение 2014 года Уточненный бюджет2015 год 2016 год проект
Объем, тыс. рублей 366,8 545,1 264,1
       изменения к предыдущему году:      
       тыс. рублей -102,7 -281,1
доля в общем объеме расходов, % 0,13 0,1 0,1

 

Расходы по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального района на 2016 год будет осуществлять главный распорядитель бюджетных средств- Комитет финансов.

 

  1. «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований»

Расходы по разделу «межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» составят на 2016 год 10926,1 тыс. рублей, что ниже уровня расходов уточненного бюджета на 2015 год на   4747,9 тыс. рублей  или на  30,3 % из них:

— 10926,1 тыс. рублей – предоставление дотаций поселениям на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета района составит в 2016 году 4,8%, что на 0,7% выше уточненного бюджета на 2015 год  (4,1%).

Расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального района на 2016 будет осуществлять главный распорядитель бюджетных средств — Комитет финансов.

 

  1. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета района

Решением Думы Шимского муниципального района  от 24.12.2014 года № 373 «О бюджете муниципального района на 2015 год  и плановый период 2016 и 2017 годов» (с учетом изменений от 18.11.2015 года) дефицит районного бюджета на 2015 год утвержден в сумме 8514,0 тыс. рублей, или 26,1% от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Проектом предусмотрено формирование бюджета Шимского муниципального района на 2016 сбалансированным по доходам и расходам.

 

Главным администратором источников внутреннего финансирования дефицита  бюджета на 2016 год является Комитет финансов.

 

  1. Муниципальные внутренние заимствования

 

В соответствии со статьей 110.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом решения о бюджете предлагается утвердить Программу муниципальных внутренних заимствований муниципального района на 2016 год в сумме погашения коммерческого кредита в сумме 3000,0 тыс. рублей.

Программы муниципальных внутренних заимствований на 2016 год представляет собой перечень всех внутренних заимствований района, с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.

 

  1. Выводы
  2. Проект решения Думы Шимского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2016год направлен Думой Шимского муниципального района в Контрольно-счётную палату Шимского муниципального района в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе в Шимском муниципальном районе, с полным комплектом документов и материалов.
  3. Доходы бюджета муниципального района в 2016 году прогнозируются в сумме         228596,4 тыс. рублей, что на 143698,3 тыс. рублей, или на 38,6% ниже суммы ожидаемой оценки на 2015 год (372294,7 тыс. рублей). По налоговым и неналоговым доходам прогнозируется увеличение на 2,4%, по безвозмездным поступлениям из областного бюджета снижение на 48,7%.
  4. Расходы бюджета муниципального района на 2016 год планируются в объеме 228596,4 тыс. рублей, что на 152212,3 тыс. рублей, или на 40,0% ниже оценки ожидаемого исполнения бюджета района за 2015 год (380808,7 тыс. рублей). Наибольший удельный вес в общей сумме расходов приходится на раздел «Образование» — 43,1%.
  5. Проект бюджета муниципального района на 2016 год сформирован сбалансированным по доходам и расходам.
  6. Программная часть расходов бюджета района на 2016 год составит 178560,2 тыс. рублей, или 78,1% от общего объема расходов бюджета района. Структура расходов бюджета муниципального района в 2016 году характеризуется снижением доли программных расходов в с 89,9% до 78,1%.

По «непрограммным» направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств Проектом бюджета запланированы расходы на 2016год – в сумме 50036,2 тыс. рублей, что в структуре всех расходов проекта бюджета составит 21,9 %.

Наибольший объём бюджетных обязательств по «непрограммным» расходам в 2016 году сосредоточен в сфере социальной политики (47033,9 тыс. рублей или 94 % от общего объема «непрограммных» расходов).

Непрограммные расходы проекта бюджета района на 2016 год в их доли  0,8%, 0,5% и 20,6% соответственно обеспечивают реализацию функций трех главных распорядителей средств бюджета муниципального района – Администрации  муниципального района, Контрольно-счётной палаты, Комитета по социальной защите населения Администрации Шимского муниципального района.

  1. Предельный объем муниципального долга не превышает ограничения, установленные п. 3 ст. 107 БК РФ.
  2. По форме и содержанию проект решения имеет следующие замечания и предложения.

7.1.     Установлено не соблюдение положений ст. 184.1 и  ч. 3 ст. 81 БК РФ в части не  установления Проектом решения о бюджете размера резервного фонда Администрации района на 2016 год.

 

Предлагаем установить в редакции Проекта решения о бюджете  решении резервный фонд в размере 577,1 тыс. рублей.

 

7.2.  В соответствии с ч. 5 ст. 179.4 БК РФ  предлагаем внести поправку в п. 18 Проекта решения о бюджета и изложить словосочетание  « …дорожного фонда…» в редакции  «…муниципального дорожного фонда…».

 

7.3.         Пунктом 19 Проекта решения о бюджете предусмотрено предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в порядке, установленном Администрацией Шимского муниципального района.

Однако в ст. 78 БК РФ  объектами, получающими субсидии, определены и физические лица, что не учтено в п. 19 Проекта решения о бюджете.

Также в абз. 2 и 3 данного пункта отмечено, что в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Шимском муниципальном районе» муниципальной программы ««Обеспечение экономического развития Шимского муниципального района на 2014– 2016годы» (далее –подпрограмма) субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию части затрат, связанных с приобретением основных средств в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) что не соответствует п.1.3. р.1 Порядку, установленному Администрацией Шимского муниципального района (Постановление Администрации района от 04.07.2014 № 553) где указано что субсидии предоставляются «… в целях возмещения затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности«.

С учетом изложенного, предлагается в п. 19 Проекта решения о бюджете внести соответствующие изменения.

 

7.4. В пп. 2) п.36 Проекта решения о бюджете  утвержденный верхний предел муниципального внутреннего долга муниципального района  на 1 января 2017 года указанный в сумме 5700,0 тыс. рублей не соответствует программе муниципальных внутренних заимствований муниципального района на 2016 год, где предусмотрено погашение коммерческого кредита в размере 3000,0 тыс. рублей, следовательно, верхний предел муниципального внутреннего долга муниципального района  на 1 января 2017 года составит 2700,0 тыс. рублей.

С учетом изложенного, предлагается в пп. 2) п. 36 Проекта решения о бюджете внести соответствующие изменения.

7.5. Проектом решения о бюджете не приняты к сведению установленные областным законом «Об областном бюджете на 2016 год» дифференцированные нормативы отчислений в бюджет Шимского муниципального района от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, на 2016 год в размере 0,0999 % .

 

Предлагаем дополнить Проект решения о бюджете соответствующим пунктом.

7.6.     В Приложении 7 проекта решения о бюджете некорректно обозначен очередной финансовый год -2015 год, следует указать -2016 год.

 

7.7. Установлено не соответствие общего объема расходов на исполнение муниципальных программ на 2016 год, изложенные в строке 1 Приложения 8 к Проекту решения о бюджете:

 

Целевые программы муниципальных образований 2016 год,

( тыс. рублей)

Проект решения о бюджете 228596,4
Данные финансово-экономической экспертизы 178560,2
Отклонение 50036,2

 

Предлагаем в Приложение 8 к Проекту решения о бюджете внести соответствующее изменение.

7.8. В соответствии с п.4 ст.21 БК РФ перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет Муниципальных программ для местного бюджета устанавливаются финансовым органом муниципального образования.

Согласно Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции  Приказа Минфина России от 08.06.2015 N 90н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н» структура кода целевой статьи расходов соответствующего бюджета устанавливается с учетом положений Указаний  и включает:

код программной (непрограммной) статьи (8 — 12 разряды кода классификации расходов бюджетов);

код направления расходов (13 — 17 разряды кода классификации расходов бюджетов).

 

В Приложении №8 к Проекту решения о бюджете распределение средств, за счёт реализации утвержденных Муниципальных программ  не соответствует Проекту решения о бюджете по 8-12 разряду кода целевой статьи расходов бюджетов:

 

Муниципальная программа Предлагаемая редакция  в соответствии с задачей, изложенной в утвержденной редакции Муниципальной программы

 

Редакция Проекта решения о бюджете

 

 

 

 

 

 

 

 

«Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог местного значения Шимского муниципального района, повышение безопасности дорожного движения в Шимском муниципальном районе, организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на 2014-2016 годы» Обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования местного значения

 

Структура кода классификации расходов бюджетов по 8-12 разряду –

73 1 01 00000

Обеспечение государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения

 

 

Структура кода классификации расходов бюджетов по 8-12 разряду –

73 1 02 00000

«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Шимском муниципальном районе на 2014-2016 годы» Создание, сохранение и использование резерва материальных ресурсов в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Структура кода классификации расходов бюджетов по 8-12 разряду –

74 0 02 0000

 

Создание, сохранение и использование резерва материальных ресурсов в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Структура кода классификации расходов бюджетов по 8-12 разряду –

74 0 02 23730

 

 

Предлагаем внести в Приложение №8 к Проекту решения о бюджете соответствующие изменения.

 

 

  1. Предложения

 

  1. Направить заключение Контрольно-счётной палаты на проект решения Думы муниципального района «О бюджете муниципального района на 2016 год» в Думу муниципального района с предложением  принять  решение Думы муниципального района  «О бюджете муниципального района на 2016 год». При рассмотрении Проекта решения о бюджете рекомендуем учесть замечания и предложения, содержащиеся в настоящем Заключении.

 

  1. Направить заключение Контрольно-счётной палаты на проект решения Думы Шимского муниципального района «О бюджете муниципального района на 2016 год» Главе Администрации Шимского муниципального района Н.А. Тихановичу с предложением доработать проект решения о бюджете с учетом замечаний и предложений, изложенных в пункте 3.2. раздела 3 настоящего заключения.

 

Приложения:

Приложение №1  «Основные параметры бюджета Шимского муниципально-го района» в 1 экз. на 1 л.,

Приложение №2 «Поступление доходов в бюджет муниципального района» в 1 экз. на 1 л.,

Приложение №3 и №4  «Изменение структуры расходов бюджета муниципального района в разрезе разделов и подразделов классификации расходов» в 1экз. на 1 л., «Изменение структуры расходов бюджета муниципального района» в 1 экз. на 1 л.

 

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты

Шимского муниципального района                                           С.Н. Никифорова