Наименование: | Контроль за дистанционной продажей товара |
Дата: | 01.03.2018 |
Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Основные положения дистанционной торговли регулируется ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее-Закон) и «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (далее — Правила).
Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области в 2017 году было проедено 8 плановых проверок предприятий, в том осуществляющих продажу товаров с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из них в 4 предприятиях были размещены на сайтах условия публичной оферты, ущемляющие права потребителей, так например, в разделах «Обмен и возврат товара» содержалась информация, указывающая на то, что покупатель в течение 30 дней со дня покупки может обменять товар или вернуть деньги, если обнаружился заводской дефект. Данное условие являлось неправомерным, так как в соответствии с ст.19 Закона, потребитель вправе предъявить предусмотренные ст.18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) (потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Также имелась информация, что возврату не подлежат товары надлежащего качества: купальники, плавки, нижнее белье, носки, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998г № 55, которая также являлась неправомерной и ущемляла права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Пункт 4 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» не содержит ограничений для возврата товара за исключением товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. То есть, применение Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 к п.4 ст. 26.1 не правомерно. Данный перечень создавался во исполнение ст.25 Закона «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества», которая содержит ссылку на этот перечень. Соответственно любой товар, проданный дистанционным способом, кроме имеющего индивидуально-определенные свойства можно вернуть в отведенный законом срок без объяснения причин, при условии, что сохранен его товарный вид, потребительские свойства.
Также имелась информация — «При возврате товара надлежащего качества возвращается только стоимость товара. Стоимость доставки, а также стоимость обратной пересылки (если она производилась за Ваш счет) не компенсируется», что противоречит п.21 «Правил продажи товаров дистанционным способом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. № 612, в соответствии с которыми – «при отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования». Таким образом, возврат денежных средств за товар надлежащего качества продавцом за исключением стоимости за доставку до покупателя является ущемлением прав потребителей.
Порядок обмена и возврата содержал и такое условие — «Под товаром ненадлежащего качества подразумевается товар, не способный обеспечить свои функциональные качества из-за существенного недостатка», что противоречит п.1 ст.18, п.5 с.26.1. Закона, п. 28 Правил, в соответствии с которыми, обнаружение существенного недостатка может рассматриваться только в отношении технически сложного товара.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
В отношении других товаров потребитель имеет право обратиться к продавцу при обнаружении недостатков.
В соответствии с преамбулой Закона — недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Таким образом, определение товара ненадлежащего качества, как товара с наличием существенного недостатка является неправомерным и ущемляет права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Встречалось и указание на условия возврата товара — только при наличии кассового чека.
Указанное условие договора противоречит ч.1 ст.502 ГК РФ в соответствии с которой требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца., а также ч.5 ст.18 Закона, в соответствии с которой отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, а также п.21 Правил возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Кроме того, в 5 предприятиях были установлены нарушения в части не доведения до потребителей при продаже товаров на сайте компаний о месте изготовления товара.
В Управление в течение 2017 года поступило 18 жалоб на продажу товаров через Интернет-магазины. Которые в основном содержали претензии к продавцам, в части получения товара, который не соответствует договору, а также об оплате товара, но его не получении и т.д. Всем потребителям разъяснялись их права, в том числе давались рекомендации при обращении к продавцу, а также в судебные органы при неудовлетворении претензий в добровольном порядке.
При возникновении вопросов, связанных с нарушениями прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом, можно обращаться в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117, а также в Центр консультирования и информирования потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38.